Название: Седьмой, любимый
Тема: Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку
Автор: chibi-zoisy
Бета: Отряд Социальной метеорологии
Краткое содержание: Семь - это не только количество цветов радуги.
читать дальше
Сначала пологие спирали пандусов жилого блока сменяются транспортными лентами, затем - предъявите пропуск, пропуск разрешен - переход на пятый круг, где на соседней полосе пристроился универсальный ремонтник средней тяжести, с трудом подобрав под себя шесть многосуставчатых стоек. Затем боковой технический коридор - снова требуется пропуск, не моего класса, но на пятом круге защиту никогда не завязывают на биотип, а значит, сгодится кодер или доступ к хакерскому порталу, где одноразовую комбинацию тебе сгенерируют за сущие копейки. Мой кодер, хоть и дешевой модели - активируется брелоком, нуждается в кормлении раз-два в неделю, - но все еще пищит и контачит с большинством магнитных замков. Медленно и печально. За время, пока он ползет к замку, нащупывает контакты, подключается, пока он шебаршится - можно выкурить сигарету: на пятом круге почти нет камер, многие этим пользуются, но нельзя мне курить. Сборы через неделю, не стоит рисковать.
Дверь щелкает, кодер торжествующе пищит и отключается, отпадает от замка, сложив лапки. Тут его всегда нужно ловить, потому что иначе обязательно ахнется хрупким панцирем прямо на плиты. А покрытие пола здесь уже не пружинящее, как в жилых блоках. Никаких биоконструкций на технических этажах - только бетон, металлические сетки, резина, смолы, пластмассы. Очень низкие коридоры, экономное освещение, которое вспыхивает впереди, а за спиной тут же гаснет. Сквозных лифтовых шахт нет - тридцать-сорок уровней вверх, затем обязательная промежуточная площадка, затем снова вверх, большая часть дверей на обычных фотоэлементах, и еще один замок перед самым последним уровнем. Туда тоже ведет лифт, но сейчас лучше по лестнице. Я давно здесь не был и хочу осмотреться.
Новых надписей немного, но они сливаются со старыми, наслаиваются и переплетаются в цветовую и смысловую кашу. Желтый, белый, зеленый, неоново-переливающийся, а вот кто-то пытался напылить на бетонную стену "живую" прорастающую краску, но без питательной основы она увяла на корню, оставив жухлые бурые волокна, образующие круг с "куриной лапкой" посредине.
Что за бред. Ядерную энергию не используют уже лет триста.
Стену за это время атаковало новое поколение романтиков, так всегда бывает, у них меняется только сленг и иногда - язык записи. Теперь в фаворе граффити, причем иероглифические. Видеокодер при виде этих загогулин мгновенно зашипит и свернется, но тексты все те же, я их помню еще с тех времен, когда хорошим тоном считались записи с помощью античных ACSII-кодов и псевдографики:
Я ТВОЙ ЖЕСТКИЙ ДИСК. Я ПОМНЮ ВСЁ.
Все, что мне нужно - любовь.
Общность. Одинаковость. Стабильность.
И пиктограммы, эмблемы, значки, значки, значки. Виртуальных клубов и сообществ, религиозных организаций и сект. Особо выделяется старательно прорисованная, очень крупная - на всю высоту стены - чаша Чистой Крови. Ножка чаши преувеличенно тонкая и несет на себе массивную верхнюю часть, до краев наполненную пузырящимся варевом малоаппетитного оттенка. Если подойти поближе и уткнуться в рисунок носом - станет ясно, что в чаше бурлят красные и черные гротескные фигурки. Кто-то потратил уйму времени и сил на то, чтобы нарисовать погрузчики и ремонтники, дорогопрокладчики и тяжелые транспортники, мелиораторы и терраформаторы, оперативные медлаборатории, комплексы питания и очистные комплексы, в окружение совсем уж микроскопических чистильщиков, информаторов, визоров, сторожей, сигнальщиков и прочей мелюзги, вплоть до ключей и индивидуальных узлов подключения.
Венчает весь этот паноптикум, разумеется, дракон. Получилось не то чтобы похоже, но видно, что рисовавший очень-очень хотел изобразить дракона.
Чашу обвивает лента с надписью: "И все, кто не был записан в Книгу Жизни, был ввергнут в озеро огненное". Впечатляет. Как и подновленная надпись:
Мы встретимся там, где нет темноты.
Под ней - традиционно же - адреса, адреса, адреса. Виртуальные адреса молелен, борделей, порталов реконструкций, кое-где мелькают простенькие криптограммы - рекламы хакерских агентств. Львиная доля информации - шлак и устарела еще когда была напылена. Большая часть ссылок мертва, некоторые из них ведут в недра сети на вирусы, другие - вообще в преисподнюю. Все как всегда. Аутсайдерская доска объявлений, я иду мимо, поднимаюсь все выше и выше по лестнице. На ходу натягиваю маску, очки. Надвигаю капюшон, застегиваю куртку. Натягиваю перчатки.
Хотя самого нужного предмета - хорошей обуви - у меня так до сих пор и нет. В жилых зонах обувь выполняет гигиенические функции. Это чистые тапочки, но резиновые боты техников ненамного больше подходят для выхода на лед.
Последняя лестница - грубо приваренные к металлическому профилю перекладины и люк на тяжелой задвижке. Он поддается туго, но отодвигается. Из щели сыплется снег и задувает холодом. Вот теперь все.
Путь наверх заканчивается здесь, на площадке воздухозаборника. Слева идет цилиндрическая его стена, справа - пара метров плоскости, хлипкое ограждение и серая пустота. Сверху, снизу. Ветер несет снег во все стороны, срывается с площадки и завывает в трубе. Здесь, наверху, вечный холод и ветер, вне зависимости от времени года. Сегодня нет облаков, видимость без ориентиров не определишь.
Еще - падать вниз долго, но наверняка.
Я осторожно иду по тонкому слою снега на льду. Нужно подойти к заграждению, оглядеться. В ясную погоду здесь прекрасный обзор - видны городские круги, видна воронка на месте Старого Города, видна зона отчуждения и прибрежная полоса, и дамба, и еще много чего. Почему-то меня этот вид радует, хотя в нем нет ничего особенно красивого. Дело, скорее, в ситуации: когда нет сильного ветра, но нет и дымки, застилающей обзор. Можно прилечь и смотреть на все это буквально часами.
В отличие от лестницы, куда кто только не ходит, на площадку мало кто поднимается. Это серый и молчаливый мир, слышны только порывы ветра да поскрипывания резиновых сапог.
И тут я влипаю в лужу краски. Свежей. Рядом лежит ведро - видно, что из него пролился уже остаток. И только потом я смотрю на стену.
Надпись настолько велика, что тянет сделать еще пару-другую шагов назад, чтобы рассмотреть полностью, но лучше не надо, если не хочешь вылететь за край. Поэтому я медленно иду вдоль стены, задрав голову.
Ширина от трех до пяти шагов, без пробелов, на высоте в три моих роста:
ВОЙНАЭТОМИРСВОБОДАЭТОРАБСТВОНЕЗНАНИЕС
Буква "С" сначала расплывается кляксой, затем клякса превращается в сидящего в люльке человека. Куртка на нем такого же ядовито-желтого - знакомого - цвета, того же, что и краска надписи. Надвинутый капюшон, очки.
Некоторое время я смотрю, а затем медленно завершаю круг, возвращаюсь к люку. Издалека лучше видно, как человек машет кистью - неясно, то ли заметив меня, то ли дорисовывая букву "И".
Внизу, на лестнице, кажется, до духоты тепло. И пахнет краской. Я хлопаю руками в перчатках, дышу на них, присматриваюсь к надписям снова. И вот оно. Поверх Чаши с нарисованными "воплощенными прегрешениями", поверх продаж и покупок, контактов и адресов, лозунгов и призывов.
Слишком высоко и крупно. Чересчур ярко. Настолько на виду, что сразу и не заметить:
5168 ^D
В переводе это может звучать так: "Разработка сенсорной дорожки в трехмерной среде".
И код личной связи мелким шрифтом ниже.
Еще несколько дней меня преследует запах краски.
- Отбой связи.
- Отбой, - и отключаю: комуникатор, визор, электронный прицел. На всякий случай извлекаю аккумуляторы. Режим полной автономности, ничто не фонит и не сигналит. Минимум металла в снаряжении, а все, что есть - ушло на винтовку и выстрелы к ней.
Пока есть время, устраиваюсь поудобнее. До выхода на позицию еще примерно минут пять, и это время надо использовать с толком. Расправить на себе сетку, устроить винтовку, лечь, встать, поправить выкладку, лечь, снова проверить угол обзора. Позиция тут хорошая, есть три запасных для отхода, прекрасная погода, далекий обзор...
И три часа дежурства, за которые может случиться все, что угодно. И жарко, дымка. В оптику видно, как плывет горячий воздух над дорогой, оставшейся внизу, пыльные смерчики проходят туда-сюда между камнями. Сверху палит нещадно, и хочется зарыться в гальку, смешанную с красноватым песком.
А над красным - очень-очень синее небо, холодное. Я вспоминаю, каково внутри, в любом из городских кругов. Сейчас они кажутся сладким сном. Безопасным, сытым, полным спокойствия сном. Без всей этой пыли, жажды, измотанности и невозможности толком сменить позу.
В такие моменты я немного завидую своей винтовке. У нее с адаптацией никаких проблем: биоактивный механизм низшего класса, засухоустойчив, неприхотлив в эксплуатации, самоочистка от песка и пыли, а отработанную ружейную смазку вообще поглощает. По крайней мере, влагу точно адсорбирует. И еще что-то полезное умудряется извлекать из пороховых газов.
Моя работа - таскать эту штуку с позиции на позицию, заряжать и по возможности все-таки не стрелять лишний раз. Сектор зачищен от дичи уже давно, дорога считается условно безопасной, оборонять приходится только от быстрых, но легковооруженных тварей. Или от мутировавшей мелочи, что бегает стаями. Колонна им не по зубам, а вот одинокий транспорт - вполне.
Примерно такой, как сейчас пылит на входе в долину, перебирая всеми шестью конечностями. Артиллерийский... нет, медицинский. И не мобильный легкий "жук", а тяжелая передвижная лаборатория. Модель "скарабей"? Возможно. Она в охране вряд ли нуждается, сама себя оборонить может. Из-за чего ее подняли? Передислокация? Исследования? И вот она ползет и ползет, а я веду за ней прицел, осматриваю окрестные камни. Уязвимый узел "скарабея" - ходовая часть. Подгрызть или прокусить ее за раз вряд ли получится, но местные мелкие хищники далеко не вершина информационных технологий и могут все-таки попытаться. Поэтому я смотрю, как медлаборатория, переваливаясь с боку на бок, тащится по дороге, смотрю до тех пор, пока на окуляр не падает тень.
Слишком большая, чтобы охватить взглядом, чтобы прицелиться. Тянет встать и отойти на пару-другую десятков шагов назад. На пару-другую километров даже - прицельная дальность винтовки уже не кажется подходящей для безопасного обзора расстоянием.
Винтовка в руках щелкает, стремясь перейти в спящий режим. Я придерживаю ее и продолжаю смотреть, как на дорогу спускается, совсем рядом с замершим и недоуменно пятящимся грузовичком, полупрозрачная колеблющаяся тень. От нее ощутимо веет холодом - он доходит даже до меня, а дорожное полотно уже просто обледенело. Контур с минуту зависает, определяясь с формой и размером, а затем уменьшается, концентрируется.
Мне до чертиков страшно, но форма, пусть даже и страшная - лучше, чем ее отсутствие. Может, и не надо в это целиться, но посмотреть стоит однозначно.
Когда еще выпадет шанс увидеть дракона.
Мне приходилось еще во время службы наблюдателем один раз видеть "виверну" - мобильную артиллерийскую систему времен Четвертой Мировой, но "виверна" была старая, исчерпавшая свой ресурс. Почти издыхающую, ее приволокли на полигон для разминирования и расчленили на составные части, которые, несомненно, отправили в музей, или на склад, или сразу на свалку. Что-то похожее я вижу и сейчас. Похожее размером, динамикой. Но "дракон" - все же другое.
Он потому и стал легендарной системой, что поймать его живьем еще не удавалось никому. Уничтожить - да, пожалуй. Ядерным ударом килотонн в тридцать. Отделить часть, заставить истратить боеприпас - да. Но не взять живьем.
А теперь это действительно самое интеллектуальное оружие вот так запросто возникает на дороге, а у меня даже фотофиксатор на окуляре выключен.
Про драконов рассказывают, что они могут учуять нужную им деталь или устройство, ее содержащее, за полсотни километров. Что они уносят добычу целиком и потрошат в секретных стартовых шахтах. Что ныряют на глубины - но это явная путаница со станциями шельфового базирования. Зарываются под землю, а еще...
...еще у драконов бывают операторы. Управляющие. Наездники. Ну, как это назвать, когда оружие не просто терпит человека рядом с собой, но еще и допускает к панели управления?
Бред, конечно. Но не более дикий, чем тот, что я вижу в окуляр. Серебристо-серый корпус "скарабея" смотрится жуком, а вьющееся, все еще полупрозрачное тело "дракона" похоже на причудливый металлический скелет, они оба движутся по кругу, скользя по ледяной корке. Камни вокруг белые от изморози.
А между ними прыгает и скачет фигурка в куртке - ярко-желтый цвет, как у сигнальщиков на взлетных полосах. Кукольный человечек желтой точкой подходит к "дракону" все ближе и ближе. Останавливается. Машет руками. Я продолжаю смотреть. "Дракон" вытягивает массивную башку на высокой шее, приближается к человеку. "Скарабей" - у него инстинкта самосохранения хватает, у дорогущего-то носителя медоборудования, будьте уверены - отшатывается и шипит. Желтая точка стоит на месте неподвижно, стоит до тех пор, пока у меня не запотевает линза. Протираю ее, а когда снова навожусь на резкость, то точек уже две. Еще один человек. Руки-ноги-голова, за два километра ничем не отличается от любого городского жителя.
Две фигурки медленно обходят друг друга, описывают такой же круг, как и их машины до этого. Это бы выглядело смешно, или страшно, или даже невозможно, но мне слишком интересно, чтобы отвлекаться.
И дело не только в отчете, который нужно будет написать. Я тут единственный наблюдатель, только я могу подтвердить, что и как тут происходит. Беззвучное кино, которое можно дополнить воображаемым звуком.
Интересно, поверят ли мне сразу, или только после проверки?
Что два человека просто сидели на обочине, а в это время обе машины пошли на сближение. Возможно, даже с шипением - тяжелые транспортники очень часто шипят, по крайней мере при виде агрегатов схожей габаритности. Это либо проявление агрессии, либо...
Меня точно прогонят через "детектор лжи". И, наверное, отправят на медицинское переосвидетельствование. Жаль, что после я ничего не вспомню. Даже этот холод, пробирающий до костей.
"...повышение количества недопустимых мутаций в зародышах третьего поколения транспортных организмов вынудило к принятию решения о сворачивании программы дальнейшего строительства..."
"...сохранение генотипа есть сохранения подобия Божьего. Однако что есть Образ Божий, переданный нам Создателем? Отвечу: все мы изначально имеем образ сей и искажение его оскорбление Бога. Как мы, храня генотип неизменным и отсеивая все недопустимые отклонения, сохраняем священность своего тела, так и сохраняем душу через соблюдение Заповедей..."
"...объект А-12 способен также на взаимовыгодный симбиоз с человеком. Контакт при этом осуществляется, предположительно, телепатически. Также недавно получены данные о попытках объекта А-12 переносить свой генетический материал на..."
"...посетите новый ресторан пятого круга! Живые официанты! Индивидуальное обслуживание! Не является частью системы! Принципиально новые впечатления!..."
Новости, проповеди, отчеты, выпуски, рассылки - весь этот ворох сваливается на меня при попытке переворошить электронный ящик. Все это пищит, скандирует, вещает, или просто солидно гудит, отмечая свою важность, срочность, непрочитанность. Радостно выскакивает мячиками спам - его придется отлавливать вручную, так как за отсев взымается дополнительная плата. Гостеприимно распахивается пара игровых порталов и один - релаксирующий. А я до сих пор не могу найти нужное сообщение. Текстовое, без звуковой и эмоциональной дорожки. Вообще весь диалог впору в музее выставлять:
^E
Мой запрос на "желтый" адрес, в том же стиле, что и объявление. А затем - почти моментально - отзыв-подтверждение:
^F
Отзыв показал, что трехмерщик, скорее всего, из моего поколения, раз пользуется тем же жаргоном. Возможно, мы даже обучались основной профессии в параллельных потоках. Это по меньшей мере любопытно. Но дать доступ я смог только сейчас, после сборов.
У нас это всегда называлось "сборы". Сейчас об этом чаще говорят как о "выпавшем времени". У меня, например, выпал почти месяц, но не без пользы: на электронном счету новые бонусы на питание, машино-часы и почему-то еще и обязательное медицинское переосвидетельствование.
Интересные, должно быть, были дела. Но все, что делается на сборах, остается на сборах. Это всегда тяжелая, неприятная, или грозящая моральными травмами работа. Не всегда связанная с военным делом - это может быть и хирургия - но на "сборах" могут произойти вещи, о которых не напишешь в письме маме. О которых вообще никому не напишешь. И о которых лучше не вспоминать ни в приличном обществе, ни наедине. Дела для закрытых дверей.
Для того, чтобы получить "закрытую" профессию - достаточно подать заявку. Система рассматривает физические данные, исходные навыки кандидатов, и выдает ответ: сколько времени уйдет на дополнительно гипнообучение, на стажировку в реалистичных моделях, на стажировку в полевых условиях. Сколько будет вычитаться из твоей жизни потом - если учеба пройдет успешно. И сколько - в среднем - бонусов будет полагаться за это.
Дальше достаточно просто согласиться.
Навыки "закрытой" профессии пробуждаются только в ситуации, требующей их применения. Память можно включать и выключать. И все это - без малейшего вреда для генотипа. По крайне мере, даже сектанты "Чистой крови", трясущиеся за сохранение человечности, признают это занятие богоугодным и даже жертвенным.
Как говорил один мой преподаватель социологии: "мы делаем колбасу и сами же ее едим. Но о процессе изготовления предпочитаем не знать". Он был циником, этот живой учитель, и недолюбливал систему. Считал ее саморазвитие тупиковой ветвью: "скоро контролировать у населения будут не только основной рацион питания, но и регулярность мочеиспускания".
"...искажают нас не модификации тела снаружи, но грех, меняющий нас изнутри. Именно прегрешения уводят нас с тропы человечности и превращают в чудовищ..."
"...плотность заселения 6-ого круга превышает гигиенические нормы в среднем на 15% по жилблоку..."
"...доблестные защитники наших рубежей также вносят свой бесценный вклад в науку, ведя наблюдения за одичавшими биоустройствами в их естественной среде обитания..."
Возможно, сеть и вмешивается в нашу жизнь, питание, выбор профессии, но пока ничего не может поделать со спамом. Или это я спутал настройки и теперь ко мне идут все новостные рассылки без всякого фильтра?
Это как после долгого отсутствия возвращаться домой. Хочется прибраться.
Собственно, этот выделенный участок сети в системе и есть мой "дом" - огороженное пространство, защищенное от постороннего вмешательства, заполненное личными вещами. И доступ... да, пора бы дать доступ. По крайней мере к "переходнику". Посмотрим, кто это и что за трехмерщик.
"Переходник" в сети - выглядит как обычная тестовая комната. В ней задаются исходные параметры входа в виртуальность, ведется распределение доступа пользователей, проверяются совместимости предполагаемой среды и аватара. Ну, и еще вроде дани традиции. Прихожая перед входом в дом. Предбанник. КПП.
Древние реалии, по крайней мере, в 20-м веке, на котором я специализируюсь, они точно были в ходу. И наверняка и тогда в предбаннике накапливался всякий сор. Теперь еще и осязаемый: аморфные формы радостно-идиотских расцветок. Так и тянет погладить, пощупать, ознакомиться. До чего же цвета мерзкие: розовый, голубой. Удалять их придется или вручную сейчас, или перенастроив фильтр, но потом. Сейчас, собственно, нет на это времени. Мне не следовало вообще в сеть выходить, а сразу отправиться в медблок, на помянутый осмотр. Но - если меня вообще выпустили в виртуальность - дело не такое уж и спешное. Я отмахиваюсь от чего-то желтого...
...а в углу комнаты уже сидит чей-то незнакомый аватар в ярко-желтой куртке и темных очках. Сидит и тискает рекламную рассылку, ведущую в магазин 3-д моделей антиквариата. "Антикварная" реклама урчит и меняет цвет с золотистого на благородный пурпур и обратно.
Вот так я и знакомлюсь с гражданином номер 2503524, техник класса Б, женский гендер, личное имя - Огилви Л.
Чистая болванка для трехмерной модели - это всего лишь серое пространство, расчерченное размерной сеткой. Ни верха, ни низа, ни горизонта. Сила тяжести - стандартная, параметры среды, стандартные.
Атмосфера, вектор силы тяжести, плоскость, подгрузка стандартных данных для экстерьерной модели. Ждите.
- Ну да, правительственный заказ и никаких художеств.
Мы договорились работать по схеме пятьдесят-на-пятьдесят - доходы и расходы ресурсов пополам. Но я слишком привык работать один, а поэтому не перекрыл внешний звуковой канал. Но отвлекаться не следует.
Плоскость морщится, идет большой волной, становится бугристой. Холмом. Разделение на твердь и небо. Стандартные настройки освещения - и теперь земля безжизненна под солнцем. По небу проплывают облачка. Одно, нет, скорее, облачный горизонт. Достаточно для начала.
Холм с одной стороны прорезает овраг, с другой - он становится более пологим. Наметить по этому подъему тропинку, проложить у подошвы русло ручья. Добавить текстуры: травы, речной гальки, мелкого песка. Камней побольше, необработанных, торчащих из травы, как ступени. Ступени наверх? Возможно. Пятьдесят ступеней. На вершине - мощеный камнем пятачок.
Слишком яркое солнце при отсутствии деревьев. Больше облаков, глуше. Менее яркий цвет травы, низкостелющийся кустарник, красноватые ягоды. Буковая роща неподалеку. Холмы на горизонте. Дымка. Уже лучше.
- Ты вечно норовишь создать себе обзорную позицию. С чего бы это?
Действительно, обзор прекрасный. Можно запускать воду - речушку, мелкие лужи во впадинах камней. Все имеет вид чуть сероватый. Солнце прорезает тучи. Только что прошел дождь, но изображение выглядит, как голограмма. Рассеивается под руками.
Реалистичность отображения с 50% до 75%. Материальность объектов - 85%. Корректирую яркость - уж очень изображение контрастно.
- Да не заморачивайся. Давай, впускай меня.
Доступ разрешен.
И теперь окружающее меняется уже без моего участия. Камни становятся чуть более шероховатыми, а земля - более вязкой. Шуршит на ветру, и это первый звук, который мы получили. Листва деревьев из ватной массы преобразуется в массивы листьев, они хлопают друг о друга, слетают один за другим вниз. Динамика, резкость. Запахи, но главное - ноги теперь вязнут в песке, я запинаюсь о камень. Трава чуть ли не режет ладонь. Все это и есть сенсорная дорожка, она же сязь.
- Помягче нельзя?
- Сейчас сбавлю.
Меня откатывает дождем росы с ближайшего куста. Мокро, противно.
- Релаксирующие среды - это тебе не бархатная травка, да?
...но неожиданно бодрит. В сочетании с запахом озона.
- Это всего минут на пять. Дальше по сценарию солнце разойдется и...
Удушающий запах сырой земли, вытоптанной зелени. Голова кружится с непривычки.
- Это уже перебор.
- Для меня - нет.
- Я сбавляю, - предупреждаю я. Никаких неприятных ощущений возникать не должно, никаких переборов...
...во рту появляется еле слышный привкус дешевой мятной жвачки...
- ...и не хулигань со вкусом.
- Эту дорожку все равно не проверяют. У нас тут не кулинарное шоу.
- Хочешь проверить, примут или нет?
Жвачка становится мерзко-клубничной.
- Этот привкус соответствует обстановке. Запусти еще по небу облака в виде розовых слонов - и будет и-де-ально.
На итоговом проекте, конечно, не остается никакой вкусовой дорожки, зато вход на обзорную площадку фланкируют два грубо вытесанных каменных слоника. Очень старомодно, очень уютно.
Если бы была дорожка, отражающая эмоции - то эта модель прям-таки источала бы сарказм.
Зал для собраний не так уж велик - человек на пять тысяч, примерно. Универсальный - для служб любой зарегистрированной религии, требующей от своих приверженцев обязательного материального присутствия. Но сегодня зал пуст, и странно понимать, что от стены до стены не так уж и много места.
Но это максимум открытого пространства в пределах города.
Я плотнее запахиваю куртку, хотя здесь и не холодно. Просто неуютно. Огилви является неожиданно, и я не вижу проема, через который она вошла. Приветственно машет рукой - такая же угловатая, разболтанная, как и аватара. В тех же темных очках: "Только давай никаких вопросов о том, сколько процентов от нормального зрения надо потерять, чтобы хорошо работать в сязи, договорились?"
Очки - маленький паразитирующий организм - заменяют собой и глаза, и зрительный нерв. Но и живут недолго. И "черт, они опять хотят есть! Их надо опять кормить, пока они не начали жрать меня. Извини, на сегодня я пас. Работа".
Работа трехмерщиком, работа техником, работа живой официанткой, десятки разных работ еще более низкой квалификации - но, как написано на воздухозаборнике там, наверху: "специализация - удел насекомых".
Хотя эта фраза и попахивает отмазкой для тех, кто так и не имеет основной профессии, приносящей доход.
- А как насчет удовольствия? Сменить профессию, например?
Нет, это не ко мне. У меня явно очень хорошая "закрытая" профессия, и вполне себе приличная основная.
- Рисовать радужные горизонты тем, кто за всю жизнь и облака-то натурального не видел. Да, по слухам, те мутанты, что живут снаружи, куда больше люди, чем мы. И память они себе не чистят, это точно.
Иногда я задумываюсь о том, зачем хожу наверх. Чего мне не хватает. И о вещах, которые просто не могу помнить. Например, что "драконы" считают своих людей не управляющими, а частью себя. Откуда я это знаю?
Знаю. А так же то, почему не прошел переосвидетельствование.
Огилви внимательно смотрит на меня через очки, наклоняет голову:
- Ага, вот что ты думаешь.
Да, именно так. У тех, кто перерабатывает в виртуале, такое случается. Это не сюрприз. С таким уже сталкивались и это можно привести в норму.
- Это можно вылечить, - говорю я вслух.
То, что Огилви появляется тогда, когда я предельно вымотан и напряжен. Что про нее никогда не задают вопросов окружающие. Что она появляется и исчезает внезапно. Это все еще можно прекратить и исправить...
- Ну, всего этого хотелось тебе. Не бояться высоты. Говорить с тварями. Бросить эту специальность. Не хватало только смелости. А я даю шанс. Превратить стандартную жизнь мистера Смита, гражданина номер такой-то, во что-то приличное.
Мы оба идем по кругу, приглядывась друг к другу. Но я-то знаю, кого вижу:
- А тебя просто нет.
Огилви улыбается:
- Увлечение двадцатым веком? Доктор Джекилл и его мистер Хайд? Умник.
- Попробовать застрелиться точно было бы с моей стороны умно.
Нам хорошо работалось вместе, мы дружили, но это реальная жизнь, и все именно под моим контролем. А не ее.
И тут зал начинает расплываться, расползаться.
- Извини, модель получилась так себе. Еще учусь, - Огилви отступает от трещины в полу. - Но тебе хватило.
Квадраты пола начинают проваливаться вниз, один за другим. Под ними серая пустота.
я пытаюсь найти элементы управления, но их нет. Модель стопроцентной реалистичности, пластичности в ней ноль. Из такой виртуальности можно и не выйти живым.
Я разом вспоминаю все истории о призраках сети, что можно уйти в виртуальность и не вернуться. Тела остаются пустыми оболочками, но это же анекдот, страшилки, детские сказки.
- Вот уж ты действительно запутался. И я тебе не воображаемый друг.
С этого дня - точно не друг. Мне нужно как-то потянуть время, попробовать выйти из этой комнаты, но реалистичность, чертова реалистичность. Железобетонная.
- Это... в этом же нет ничего личного, так?
Эвакуация души из тела, сознания из тела, разума из тела. Обратный отсчет пошел.
- Напротив. Очень много. Мне нравится то, что ты знаешь, умеешь. Как ты занудствуешь. Вечно карабкаешься наверх. Как ты смотришь. С этими навыками я точно стану лучшим человеком. Ну, или кем-нибудь еще? Как думаешь, бывает человек с двумя душами? Или тебя уже не будет?
Я ощущаю любопытство, а вот испуг - уже нет. Помню: к некоторым сообщениям можно добавить эмоциональную дорожку. Помню: виртуальность не влияет на генотип, а, значит, все соединения разрешены. Помню: желтый цвет в средневековой символике означает предательство, смертный грех кражи.
Двоедушие.
Я помню всё.
Тема: Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку
Автор: chibi-zoisy
Бета: Отряд Социальной метеорологии
Краткое содержание: Семь - это не только количество цветов радуги.
читать дальше
Сначала пологие спирали пандусов жилого блока сменяются транспортными лентами, затем - предъявите пропуск, пропуск разрешен - переход на пятый круг, где на соседней полосе пристроился универсальный ремонтник средней тяжести, с трудом подобрав под себя шесть многосуставчатых стоек. Затем боковой технический коридор - снова требуется пропуск, не моего класса, но на пятом круге защиту никогда не завязывают на биотип, а значит, сгодится кодер или доступ к хакерскому порталу, где одноразовую комбинацию тебе сгенерируют за сущие копейки. Мой кодер, хоть и дешевой модели - активируется брелоком, нуждается в кормлении раз-два в неделю, - но все еще пищит и контачит с большинством магнитных замков. Медленно и печально. За время, пока он ползет к замку, нащупывает контакты, подключается, пока он шебаршится - можно выкурить сигарету: на пятом круге почти нет камер, многие этим пользуются, но нельзя мне курить. Сборы через неделю, не стоит рисковать.
Дверь щелкает, кодер торжествующе пищит и отключается, отпадает от замка, сложив лапки. Тут его всегда нужно ловить, потому что иначе обязательно ахнется хрупким панцирем прямо на плиты. А покрытие пола здесь уже не пружинящее, как в жилых блоках. Никаких биоконструкций на технических этажах - только бетон, металлические сетки, резина, смолы, пластмассы. Очень низкие коридоры, экономное освещение, которое вспыхивает впереди, а за спиной тут же гаснет. Сквозных лифтовых шахт нет - тридцать-сорок уровней вверх, затем обязательная промежуточная площадка, затем снова вверх, большая часть дверей на обычных фотоэлементах, и еще один замок перед самым последним уровнем. Туда тоже ведет лифт, но сейчас лучше по лестнице. Я давно здесь не был и хочу осмотреться.
Новых надписей немного, но они сливаются со старыми, наслаиваются и переплетаются в цветовую и смысловую кашу. Желтый, белый, зеленый, неоново-переливающийся, а вот кто-то пытался напылить на бетонную стену "живую" прорастающую краску, но без питательной основы она увяла на корню, оставив жухлые бурые волокна, образующие круг с "куриной лапкой" посредине.
Что за бред. Ядерную энергию не используют уже лет триста.
Стену за это время атаковало новое поколение романтиков, так всегда бывает, у них меняется только сленг и иногда - язык записи. Теперь в фаворе граффити, причем иероглифические. Видеокодер при виде этих загогулин мгновенно зашипит и свернется, но тексты все те же, я их помню еще с тех времен, когда хорошим тоном считались записи с помощью античных ACSII-кодов и псевдографики:
Я ТВОЙ ЖЕСТКИЙ ДИСК. Я ПОМНЮ ВСЁ.
Все, что мне нужно - любовь.
Общность. Одинаковость. Стабильность.
И пиктограммы, эмблемы, значки, значки, значки. Виртуальных клубов и сообществ, религиозных организаций и сект. Особо выделяется старательно прорисованная, очень крупная - на всю высоту стены - чаша Чистой Крови. Ножка чаши преувеличенно тонкая и несет на себе массивную верхнюю часть, до краев наполненную пузырящимся варевом малоаппетитного оттенка. Если подойти поближе и уткнуться в рисунок носом - станет ясно, что в чаше бурлят красные и черные гротескные фигурки. Кто-то потратил уйму времени и сил на то, чтобы нарисовать погрузчики и ремонтники, дорогопрокладчики и тяжелые транспортники, мелиораторы и терраформаторы, оперативные медлаборатории, комплексы питания и очистные комплексы, в окружение совсем уж микроскопических чистильщиков, информаторов, визоров, сторожей, сигнальщиков и прочей мелюзги, вплоть до ключей и индивидуальных узлов подключения.
Венчает весь этот паноптикум, разумеется, дракон. Получилось не то чтобы похоже, но видно, что рисовавший очень-очень хотел изобразить дракона.
Чашу обвивает лента с надписью: "И все, кто не был записан в Книгу Жизни, был ввергнут в озеро огненное". Впечатляет. Как и подновленная надпись:
Мы встретимся там, где нет темноты.
Под ней - традиционно же - адреса, адреса, адреса. Виртуальные адреса молелен, борделей, порталов реконструкций, кое-где мелькают простенькие криптограммы - рекламы хакерских агентств. Львиная доля информации - шлак и устарела еще когда была напылена. Большая часть ссылок мертва, некоторые из них ведут в недра сети на вирусы, другие - вообще в преисподнюю. Все как всегда. Аутсайдерская доска объявлений, я иду мимо, поднимаюсь все выше и выше по лестнице. На ходу натягиваю маску, очки. Надвигаю капюшон, застегиваю куртку. Натягиваю перчатки.
Хотя самого нужного предмета - хорошей обуви - у меня так до сих пор и нет. В жилых зонах обувь выполняет гигиенические функции. Это чистые тапочки, но резиновые боты техников ненамного больше подходят для выхода на лед.
Последняя лестница - грубо приваренные к металлическому профилю перекладины и люк на тяжелой задвижке. Он поддается туго, но отодвигается. Из щели сыплется снег и задувает холодом. Вот теперь все.
Путь наверх заканчивается здесь, на площадке воздухозаборника. Слева идет цилиндрическая его стена, справа - пара метров плоскости, хлипкое ограждение и серая пустота. Сверху, снизу. Ветер несет снег во все стороны, срывается с площадки и завывает в трубе. Здесь, наверху, вечный холод и ветер, вне зависимости от времени года. Сегодня нет облаков, видимость без ориентиров не определишь.
Еще - падать вниз долго, но наверняка.
Я осторожно иду по тонкому слою снега на льду. Нужно подойти к заграждению, оглядеться. В ясную погоду здесь прекрасный обзор - видны городские круги, видна воронка на месте Старого Города, видна зона отчуждения и прибрежная полоса, и дамба, и еще много чего. Почему-то меня этот вид радует, хотя в нем нет ничего особенно красивого. Дело, скорее, в ситуации: когда нет сильного ветра, но нет и дымки, застилающей обзор. Можно прилечь и смотреть на все это буквально часами.
В отличие от лестницы, куда кто только не ходит, на площадку мало кто поднимается. Это серый и молчаливый мир, слышны только порывы ветра да поскрипывания резиновых сапог.
И тут я влипаю в лужу краски. Свежей. Рядом лежит ведро - видно, что из него пролился уже остаток. И только потом я смотрю на стену.
Надпись настолько велика, что тянет сделать еще пару-другую шагов назад, чтобы рассмотреть полностью, но лучше не надо, если не хочешь вылететь за край. Поэтому я медленно иду вдоль стены, задрав голову.
Ширина от трех до пяти шагов, без пробелов, на высоте в три моих роста:
ВОЙНАЭТОМИРСВОБОДАЭТОРАБСТВОНЕЗНАНИЕС
Буква "С" сначала расплывается кляксой, затем клякса превращается в сидящего в люльке человека. Куртка на нем такого же ядовито-желтого - знакомого - цвета, того же, что и краска надписи. Надвинутый капюшон, очки.
Некоторое время я смотрю, а затем медленно завершаю круг, возвращаюсь к люку. Издалека лучше видно, как человек машет кистью - неясно, то ли заметив меня, то ли дорисовывая букву "И".
Внизу, на лестнице, кажется, до духоты тепло. И пахнет краской. Я хлопаю руками в перчатках, дышу на них, присматриваюсь к надписям снова. И вот оно. Поверх Чаши с нарисованными "воплощенными прегрешениями", поверх продаж и покупок, контактов и адресов, лозунгов и призывов.
Слишком высоко и крупно. Чересчур ярко. Настолько на виду, что сразу и не заметить:
5168 ^D
В переводе это может звучать так: "Разработка сенсорной дорожки в трехмерной среде".
И код личной связи мелким шрифтом ниже.
Еще несколько дней меня преследует запах краски.
+++
- Отбой связи.
- Отбой, - и отключаю: комуникатор, визор, электронный прицел. На всякий случай извлекаю аккумуляторы. Режим полной автономности, ничто не фонит и не сигналит. Минимум металла в снаряжении, а все, что есть - ушло на винтовку и выстрелы к ней.
Пока есть время, устраиваюсь поудобнее. До выхода на позицию еще примерно минут пять, и это время надо использовать с толком. Расправить на себе сетку, устроить винтовку, лечь, встать, поправить выкладку, лечь, снова проверить угол обзора. Позиция тут хорошая, есть три запасных для отхода, прекрасная погода, далекий обзор...
И три часа дежурства, за которые может случиться все, что угодно. И жарко, дымка. В оптику видно, как плывет горячий воздух над дорогой, оставшейся внизу, пыльные смерчики проходят туда-сюда между камнями. Сверху палит нещадно, и хочется зарыться в гальку, смешанную с красноватым песком.
А над красным - очень-очень синее небо, холодное. Я вспоминаю, каково внутри, в любом из городских кругов. Сейчас они кажутся сладким сном. Безопасным, сытым, полным спокойствия сном. Без всей этой пыли, жажды, измотанности и невозможности толком сменить позу.
В такие моменты я немного завидую своей винтовке. У нее с адаптацией никаких проблем: биоактивный механизм низшего класса, засухоустойчив, неприхотлив в эксплуатации, самоочистка от песка и пыли, а отработанную ружейную смазку вообще поглощает. По крайней мере, влагу точно адсорбирует. И еще что-то полезное умудряется извлекать из пороховых газов.
Моя работа - таскать эту штуку с позиции на позицию, заряжать и по возможности все-таки не стрелять лишний раз. Сектор зачищен от дичи уже давно, дорога считается условно безопасной, оборонять приходится только от быстрых, но легковооруженных тварей. Или от мутировавшей мелочи, что бегает стаями. Колонна им не по зубам, а вот одинокий транспорт - вполне.
Примерно такой, как сейчас пылит на входе в долину, перебирая всеми шестью конечностями. Артиллерийский... нет, медицинский. И не мобильный легкий "жук", а тяжелая передвижная лаборатория. Модель "скарабей"? Возможно. Она в охране вряд ли нуждается, сама себя оборонить может. Из-за чего ее подняли? Передислокация? Исследования? И вот она ползет и ползет, а я веду за ней прицел, осматриваю окрестные камни. Уязвимый узел "скарабея" - ходовая часть. Подгрызть или прокусить ее за раз вряд ли получится, но местные мелкие хищники далеко не вершина информационных технологий и могут все-таки попытаться. Поэтому я смотрю, как медлаборатория, переваливаясь с боку на бок, тащится по дороге, смотрю до тех пор, пока на окуляр не падает тень.
Слишком большая, чтобы охватить взглядом, чтобы прицелиться. Тянет встать и отойти на пару-другую десятков шагов назад. На пару-другую километров даже - прицельная дальность винтовки уже не кажется подходящей для безопасного обзора расстоянием.
Винтовка в руках щелкает, стремясь перейти в спящий режим. Я придерживаю ее и продолжаю смотреть, как на дорогу спускается, совсем рядом с замершим и недоуменно пятящимся грузовичком, полупрозрачная колеблющаяся тень. От нее ощутимо веет холодом - он доходит даже до меня, а дорожное полотно уже просто обледенело. Контур с минуту зависает, определяясь с формой и размером, а затем уменьшается, концентрируется.
Мне до чертиков страшно, но форма, пусть даже и страшная - лучше, чем ее отсутствие. Может, и не надо в это целиться, но посмотреть стоит однозначно.
Когда еще выпадет шанс увидеть дракона.
Мне приходилось еще во время службы наблюдателем один раз видеть "виверну" - мобильную артиллерийскую систему времен Четвертой Мировой, но "виверна" была старая, исчерпавшая свой ресурс. Почти издыхающую, ее приволокли на полигон для разминирования и расчленили на составные части, которые, несомненно, отправили в музей, или на склад, или сразу на свалку. Что-то похожее я вижу и сейчас. Похожее размером, динамикой. Но "дракон" - все же другое.
Он потому и стал легендарной системой, что поймать его живьем еще не удавалось никому. Уничтожить - да, пожалуй. Ядерным ударом килотонн в тридцать. Отделить часть, заставить истратить боеприпас - да. Но не взять живьем.
А теперь это действительно самое интеллектуальное оружие вот так запросто возникает на дороге, а у меня даже фотофиксатор на окуляре выключен.
Про драконов рассказывают, что они могут учуять нужную им деталь или устройство, ее содержащее, за полсотни километров. Что они уносят добычу целиком и потрошат в секретных стартовых шахтах. Что ныряют на глубины - но это явная путаница со станциями шельфового базирования. Зарываются под землю, а еще...
...еще у драконов бывают операторы. Управляющие. Наездники. Ну, как это назвать, когда оружие не просто терпит человека рядом с собой, но еще и допускает к панели управления?
Бред, конечно. Но не более дикий, чем тот, что я вижу в окуляр. Серебристо-серый корпус "скарабея" смотрится жуком, а вьющееся, все еще полупрозрачное тело "дракона" похоже на причудливый металлический скелет, они оба движутся по кругу, скользя по ледяной корке. Камни вокруг белые от изморози.
А между ними прыгает и скачет фигурка в куртке - ярко-желтый цвет, как у сигнальщиков на взлетных полосах. Кукольный человечек желтой точкой подходит к "дракону" все ближе и ближе. Останавливается. Машет руками. Я продолжаю смотреть. "Дракон" вытягивает массивную башку на высокой шее, приближается к человеку. "Скарабей" - у него инстинкта самосохранения хватает, у дорогущего-то носителя медоборудования, будьте уверены - отшатывается и шипит. Желтая точка стоит на месте неподвижно, стоит до тех пор, пока у меня не запотевает линза. Протираю ее, а когда снова навожусь на резкость, то точек уже две. Еще один человек. Руки-ноги-голова, за два километра ничем не отличается от любого городского жителя.
Две фигурки медленно обходят друг друга, описывают такой же круг, как и их машины до этого. Это бы выглядело смешно, или страшно, или даже невозможно, но мне слишком интересно, чтобы отвлекаться.
И дело не только в отчете, который нужно будет написать. Я тут единственный наблюдатель, только я могу подтвердить, что и как тут происходит. Беззвучное кино, которое можно дополнить воображаемым звуком.
Интересно, поверят ли мне сразу, или только после проверки?
Что два человека просто сидели на обочине, а в это время обе машины пошли на сближение. Возможно, даже с шипением - тяжелые транспортники очень часто шипят, по крайней мере при виде агрегатов схожей габаритности. Это либо проявление агрессии, либо...
Меня точно прогонят через "детектор лжи". И, наверное, отправят на медицинское переосвидетельствование. Жаль, что после я ничего не вспомню. Даже этот холод, пробирающий до костей.
+++
"...повышение количества недопустимых мутаций в зародышах третьего поколения транспортных организмов вынудило к принятию решения о сворачивании программы дальнейшего строительства..."
"...сохранение генотипа есть сохранения подобия Божьего. Однако что есть Образ Божий, переданный нам Создателем? Отвечу: все мы изначально имеем образ сей и искажение его оскорбление Бога. Как мы, храня генотип неизменным и отсеивая все недопустимые отклонения, сохраняем священность своего тела, так и сохраняем душу через соблюдение Заповедей..."
"...объект А-12 способен также на взаимовыгодный симбиоз с человеком. Контакт при этом осуществляется, предположительно, телепатически. Также недавно получены данные о попытках объекта А-12 переносить свой генетический материал на..."
"...посетите новый ресторан пятого круга! Живые официанты! Индивидуальное обслуживание! Не является частью системы! Принципиально новые впечатления!..."
Новости, проповеди, отчеты, выпуски, рассылки - весь этот ворох сваливается на меня при попытке переворошить электронный ящик. Все это пищит, скандирует, вещает, или просто солидно гудит, отмечая свою важность, срочность, непрочитанность. Радостно выскакивает мячиками спам - его придется отлавливать вручную, так как за отсев взымается дополнительная плата. Гостеприимно распахивается пара игровых порталов и один - релаксирующий. А я до сих пор не могу найти нужное сообщение. Текстовое, без звуковой и эмоциональной дорожки. Вообще весь диалог впору в музее выставлять:
^E
Мой запрос на "желтый" адрес, в том же стиле, что и объявление. А затем - почти моментально - отзыв-подтверждение:
^F
Отзыв показал, что трехмерщик, скорее всего, из моего поколения, раз пользуется тем же жаргоном. Возможно, мы даже обучались основной профессии в параллельных потоках. Это по меньшей мере любопытно. Но дать доступ я смог только сейчас, после сборов.
У нас это всегда называлось "сборы". Сейчас об этом чаще говорят как о "выпавшем времени". У меня, например, выпал почти месяц, но не без пользы: на электронном счету новые бонусы на питание, машино-часы и почему-то еще и обязательное медицинское переосвидетельствование.
Интересные, должно быть, были дела. Но все, что делается на сборах, остается на сборах. Это всегда тяжелая, неприятная, или грозящая моральными травмами работа. Не всегда связанная с военным делом - это может быть и хирургия - но на "сборах" могут произойти вещи, о которых не напишешь в письме маме. О которых вообще никому не напишешь. И о которых лучше не вспоминать ни в приличном обществе, ни наедине. Дела для закрытых дверей.
Для того, чтобы получить "закрытую" профессию - достаточно подать заявку. Система рассматривает физические данные, исходные навыки кандидатов, и выдает ответ: сколько времени уйдет на дополнительно гипнообучение, на стажировку в реалистичных моделях, на стажировку в полевых условиях. Сколько будет вычитаться из твоей жизни потом - если учеба пройдет успешно. И сколько - в среднем - бонусов будет полагаться за это.
Дальше достаточно просто согласиться.
Навыки "закрытой" профессии пробуждаются только в ситуации, требующей их применения. Память можно включать и выключать. И все это - без малейшего вреда для генотипа. По крайне мере, даже сектанты "Чистой крови", трясущиеся за сохранение человечности, признают это занятие богоугодным и даже жертвенным.
Как говорил один мой преподаватель социологии: "мы делаем колбасу и сами же ее едим. Но о процессе изготовления предпочитаем не знать". Он был циником, этот живой учитель, и недолюбливал систему. Считал ее саморазвитие тупиковой ветвью: "скоро контролировать у населения будут не только основной рацион питания, но и регулярность мочеиспускания".
"...искажают нас не модификации тела снаружи, но грех, меняющий нас изнутри. Именно прегрешения уводят нас с тропы человечности и превращают в чудовищ..."
"...плотность заселения 6-ого круга превышает гигиенические нормы в среднем на 15% по жилблоку..."
"...доблестные защитники наших рубежей также вносят свой бесценный вклад в науку, ведя наблюдения за одичавшими биоустройствами в их естественной среде обитания..."
Возможно, сеть и вмешивается в нашу жизнь, питание, выбор профессии, но пока ничего не может поделать со спамом. Или это я спутал настройки и теперь ко мне идут все новостные рассылки без всякого фильтра?
Это как после долгого отсутствия возвращаться домой. Хочется прибраться.
Собственно, этот выделенный участок сети в системе и есть мой "дом" - огороженное пространство, защищенное от постороннего вмешательства, заполненное личными вещами. И доступ... да, пора бы дать доступ. По крайней мере к "переходнику". Посмотрим, кто это и что за трехмерщик.
"Переходник" в сети - выглядит как обычная тестовая комната. В ней задаются исходные параметры входа в виртуальность, ведется распределение доступа пользователей, проверяются совместимости предполагаемой среды и аватара. Ну, и еще вроде дани традиции. Прихожая перед входом в дом. Предбанник. КПП.
Древние реалии, по крайней мере, в 20-м веке, на котором я специализируюсь, они точно были в ходу. И наверняка и тогда в предбаннике накапливался всякий сор. Теперь еще и осязаемый: аморфные формы радостно-идиотских расцветок. Так и тянет погладить, пощупать, ознакомиться. До чего же цвета мерзкие: розовый, голубой. Удалять их придется или вручную сейчас, или перенастроив фильтр, но потом. Сейчас, собственно, нет на это времени. Мне не следовало вообще в сеть выходить, а сразу отправиться в медблок, на помянутый осмотр. Но - если меня вообще выпустили в виртуальность - дело не такое уж и спешное. Я отмахиваюсь от чего-то желтого...
...а в углу комнаты уже сидит чей-то незнакомый аватар в ярко-желтой куртке и темных очках. Сидит и тискает рекламную рассылку, ведущую в магазин 3-д моделей антиквариата. "Антикварная" реклама урчит и меняет цвет с золотистого на благородный пурпур и обратно.
Вот так я и знакомлюсь с гражданином номер 2503524, техник класса Б, женский гендер, личное имя - Огилви Л.
+++
Чистая болванка для трехмерной модели - это всего лишь серое пространство, расчерченное размерной сеткой. Ни верха, ни низа, ни горизонта. Сила тяжести - стандартная, параметры среды, стандартные.
Атмосфера, вектор силы тяжести, плоскость, подгрузка стандартных данных для экстерьерной модели. Ждите.
- Ну да, правительственный заказ и никаких художеств.
Мы договорились работать по схеме пятьдесят-на-пятьдесят - доходы и расходы ресурсов пополам. Но я слишком привык работать один, а поэтому не перекрыл внешний звуковой канал. Но отвлекаться не следует.
Плоскость морщится, идет большой волной, становится бугристой. Холмом. Разделение на твердь и небо. Стандартные настройки освещения - и теперь земля безжизненна под солнцем. По небу проплывают облачка. Одно, нет, скорее, облачный горизонт. Достаточно для начала.
Холм с одной стороны прорезает овраг, с другой - он становится более пологим. Наметить по этому подъему тропинку, проложить у подошвы русло ручья. Добавить текстуры: травы, речной гальки, мелкого песка. Камней побольше, необработанных, торчащих из травы, как ступени. Ступени наверх? Возможно. Пятьдесят ступеней. На вершине - мощеный камнем пятачок.
Слишком яркое солнце при отсутствии деревьев. Больше облаков, глуше. Менее яркий цвет травы, низкостелющийся кустарник, красноватые ягоды. Буковая роща неподалеку. Холмы на горизонте. Дымка. Уже лучше.
- Ты вечно норовишь создать себе обзорную позицию. С чего бы это?
Действительно, обзор прекрасный. Можно запускать воду - речушку, мелкие лужи во впадинах камней. Все имеет вид чуть сероватый. Солнце прорезает тучи. Только что прошел дождь, но изображение выглядит, как голограмма. Рассеивается под руками.
Реалистичность отображения с 50% до 75%. Материальность объектов - 85%. Корректирую яркость - уж очень изображение контрастно.
- Да не заморачивайся. Давай, впускай меня.
Доступ разрешен.
И теперь окружающее меняется уже без моего участия. Камни становятся чуть более шероховатыми, а земля - более вязкой. Шуршит на ветру, и это первый звук, который мы получили. Листва деревьев из ватной массы преобразуется в массивы листьев, они хлопают друг о друга, слетают один за другим вниз. Динамика, резкость. Запахи, но главное - ноги теперь вязнут в песке, я запинаюсь о камень. Трава чуть ли не режет ладонь. Все это и есть сенсорная дорожка, она же сязь.
- Помягче нельзя?
- Сейчас сбавлю.
Меня откатывает дождем росы с ближайшего куста. Мокро, противно.
- Релаксирующие среды - это тебе не бархатная травка, да?
...но неожиданно бодрит. В сочетании с запахом озона.
- Это всего минут на пять. Дальше по сценарию солнце разойдется и...
Удушающий запах сырой земли, вытоптанной зелени. Голова кружится с непривычки.
- Это уже перебор.
- Для меня - нет.
- Я сбавляю, - предупреждаю я. Никаких неприятных ощущений возникать не должно, никаких переборов...
...во рту появляется еле слышный привкус дешевой мятной жвачки...
- ...и не хулигань со вкусом.
- Эту дорожку все равно не проверяют. У нас тут не кулинарное шоу.
- Хочешь проверить, примут или нет?
Жвачка становится мерзко-клубничной.
- Этот привкус соответствует обстановке. Запусти еще по небу облака в виде розовых слонов - и будет и-де-ально.
На итоговом проекте, конечно, не остается никакой вкусовой дорожки, зато вход на обзорную площадку фланкируют два грубо вытесанных каменных слоника. Очень старомодно, очень уютно.
Если бы была дорожка, отражающая эмоции - то эта модель прям-таки источала бы сарказм.
+++
Зал для собраний не так уж велик - человек на пять тысяч, примерно. Универсальный - для служб любой зарегистрированной религии, требующей от своих приверженцев обязательного материального присутствия. Но сегодня зал пуст, и странно понимать, что от стены до стены не так уж и много места.
Но это максимум открытого пространства в пределах города.
Я плотнее запахиваю куртку, хотя здесь и не холодно. Просто неуютно. Огилви является неожиданно, и я не вижу проема, через который она вошла. Приветственно машет рукой - такая же угловатая, разболтанная, как и аватара. В тех же темных очках: "Только давай никаких вопросов о том, сколько процентов от нормального зрения надо потерять, чтобы хорошо работать в сязи, договорились?"
Очки - маленький паразитирующий организм - заменяют собой и глаза, и зрительный нерв. Но и живут недолго. И "черт, они опять хотят есть! Их надо опять кормить, пока они не начали жрать меня. Извини, на сегодня я пас. Работа".
Работа трехмерщиком, работа техником, работа живой официанткой, десятки разных работ еще более низкой квалификации - но, как написано на воздухозаборнике там, наверху: "специализация - удел насекомых".
Хотя эта фраза и попахивает отмазкой для тех, кто так и не имеет основной профессии, приносящей доход.
- А как насчет удовольствия? Сменить профессию, например?
Нет, это не ко мне. У меня явно очень хорошая "закрытая" профессия, и вполне себе приличная основная.
- Рисовать радужные горизонты тем, кто за всю жизнь и облака-то натурального не видел. Да, по слухам, те мутанты, что живут снаружи, куда больше люди, чем мы. И память они себе не чистят, это точно.
Иногда я задумываюсь о том, зачем хожу наверх. Чего мне не хватает. И о вещах, которые просто не могу помнить. Например, что "драконы" считают своих людей не управляющими, а частью себя. Откуда я это знаю?
Знаю. А так же то, почему не прошел переосвидетельствование.
Огилви внимательно смотрит на меня через очки, наклоняет голову:
- Ага, вот что ты думаешь.
Да, именно так. У тех, кто перерабатывает в виртуале, такое случается. Это не сюрприз. С таким уже сталкивались и это можно привести в норму.
- Это можно вылечить, - говорю я вслух.
То, что Огилви появляется тогда, когда я предельно вымотан и напряжен. Что про нее никогда не задают вопросов окружающие. Что она появляется и исчезает внезапно. Это все еще можно прекратить и исправить...
- Ну, всего этого хотелось тебе. Не бояться высоты. Говорить с тварями. Бросить эту специальность. Не хватало только смелости. А я даю шанс. Превратить стандартную жизнь мистера Смита, гражданина номер такой-то, во что-то приличное.
Мы оба идем по кругу, приглядывась друг к другу. Но я-то знаю, кого вижу:
- А тебя просто нет.
Огилви улыбается:
- Увлечение двадцатым веком? Доктор Джекилл и его мистер Хайд? Умник.
- Попробовать застрелиться точно было бы с моей стороны умно.
Нам хорошо работалось вместе, мы дружили, но это реальная жизнь, и все именно под моим контролем. А не ее.
И тут зал начинает расплываться, расползаться.
- Извини, модель получилась так себе. Еще учусь, - Огилви отступает от трещины в полу. - Но тебе хватило.
Квадраты пола начинают проваливаться вниз, один за другим. Под ними серая пустота.
я пытаюсь найти элементы управления, но их нет. Модель стопроцентной реалистичности, пластичности в ней ноль. Из такой виртуальности можно и не выйти живым.
Я разом вспоминаю все истории о призраках сети, что можно уйти в виртуальность и не вернуться. Тела остаются пустыми оболочками, но это же анекдот, страшилки, детские сказки.
- Вот уж ты действительно запутался. И я тебе не воображаемый друг.
С этого дня - точно не друг. Мне нужно как-то потянуть время, попробовать выйти из этой комнаты, но реалистичность, чертова реалистичность. Железобетонная.
- Это... в этом же нет ничего личного, так?
Эвакуация души из тела, сознания из тела, разума из тела. Обратный отсчет пошел.
- Напротив. Очень много. Мне нравится то, что ты знаешь, умеешь. Как ты занудствуешь. Вечно карабкаешься наверх. Как ты смотришь. С этими навыками я точно стану лучшим человеком. Ну, или кем-нибудь еще? Как думаешь, бывает человек с двумя душами? Или тебя уже не будет?
Я ощущаю любопытство, а вот испуг - уже нет. Помню: к некоторым сообщениям можно добавить эмоциональную дорожку. Помню: виртуальность не влияет на генотип, а, значит, все соединения разрешены. Помню: желтый цвет в средневековой символике означает предательство, смертный грех кражи.
Двоедушие.
Я помню всё.
@темы: конкурсная работа, рассказ, Радуга-4
Очень неплохо, очень сумбурно и очень мало.
Материала на большую повесть, дерзайте. Интересно будет почитать.
Непоняток много, но много и клёвых заманух. Язык чуть тяжеловат ввиду новообразованных словозаменяющих железобетонноцифровых квазиконструкций, но это мешает только вначале. Интересный вкусный мир, хотя, помимо лукьяненковского Стрелка, мне увиделся, конечно, еще бес Марцелл, идущий по кругу по пескам арены в мире, где вещи уже давно обрели хозяев.
Это очень сильный запрос, хотя его надо чистить. Мне бы хотелось, чтоб этот рассказик, возможно, в несколько преобразованной и еще более живой форме стал началом чего-то бОльшего.
Это возможно, вполне.
Спасибо, ваш читатель.
Очки - маленький паразитирующий организм - заменяют собой и глаза, и зрительный нерв. Но и живут недолго. И "черт, они опять хотят есть! Их надо опять кормить, пока они не начали жрать меня. Извини, на сегодня я пас. Работа".
это две детали мне очень понравились.
В остальном частично соглашусь с пред. оратором. Насчет хорошо, насчет сумбурно и мало.
А вообще я хочу подождать умных людей, потому что у меня столько вопросов, что, наверное, задав их все, я покажусь клиническим мудаком
все упирается в
Мир прикольный, такой густенько замешанный. Но от него в тексте остались обрывки, а в центре - невнятные рефлексии гг и внезапно появившаяся дама, о чьем характере, имхо, все подано декларативно.
И диалоге сквикнули неуловимо то ли наигранностью, то ли наигранной естественностью.
Я простое существо, я бы больше почитал о таком мире, столько любовно выписанной ТЕХНИКИ, это дроч
а не такого паланикаИзвините. Посижу на берегу реки, оч. интересно, что скажет стая.
Но блин, помимо живых механизмов и отсылок к "глубине" - и мне еще повеяло "Стальными пещерами" Азимова... В общем, до меня не дошло от слова совсем что-то. Пойду перечитаю, что ли...
Нам кажется, мы поняли!
Сейчас мы изложим под катом, а автор - ну пожа-а-а-а-алуйста! - пусть хотя бы кивнет. Мы очень старались.
Длинный вариант с обоснуями и цитатами
Короткий вариант
Короче, по итогу мы все равно не очень поняли про название.
Перебрали кучу вариантов, но по Заповедям, которые упоминаются, седьмой - это же прелюбодеяние. Если да, то мы, короче, не поняли.
И идею тоже не очень.
*второй клоун-пекарь*Концепция всё же смутная (см. выше), во многом потому, что погребена под довольно тяжеловесным стилем - и не то чтобы прям сложно читать, но уж точно не быстро, в фразах немного вязнешь, будто по
Ленобластиболотистой почве идёшь.Вот этот момент понравился:
Венчает весь этот паноптикум, разумеется, дракон. Получилось не то чтобы похоже, но видно, что рисовавший очень-очень хотел изобразить дракона. Чашу обвивает лента с надписью: "И все, кто не был записан в Книгу Жизни, был ввергнут в озеро огненное". Впечатляет. Как и подновленная надпись:
Мы встретимся там, где нет темноты.
Под ней - традиционно же - адреса, адреса, адреса. Виртуальные адреса молелен, борделей, порталов реконструкций, кое-где мелькают простенькие криптограммы - рекламы хакерских агентств.
С другой стороны, начальный фрагмент, да и текст в целом напичкан цитатами на все подряд антиутопии, что не есть хорошо. Это как бы конфетка, до которой читатель может быть падок, но это покупная конфетка, так сказать.
Но все, что делается на сборах, остается на сборах.
Переделка цитаты под сеттинг будущего забавна, но снова возникает вот это ощущение: удачная фраза - и нифига не авторская. Может, просто хочется аллюзий и отсылок тоньше, чем есть.
А я, кстати, минусну мнению про "Лабиринт отражений". Тут типичный киберпанк - пусть и есть общее с эпизодом про сотворение бабой виртпространства, но по атмосфере мне тут ничего не напомнило Лукьяненко.
Мир довольно интересный, но хотелось бы большего раскрытия! В остальном страшно интересно, что автор скажет насчёт идеи и обоснуев.
Lis_Uliss, чистить надо, вы правы
Медичка Шани, пожалуй, всякий, кто пишет анализ чувств в фантастике - неизбежно нарывается на сравнения с Лукьяненко (а ведь много кто еще писал разные степени рефлексий). Возможно, я слишком грубовато вврду кучу-кучу ссылок на всякое-разное (тут Ka-mai прав: курены были не только и не столько собственно, фантасты, сколько уважаемый Оруэлл. Хаскли меньше. Тема Хаксли не раскрыта!
И да, автор дрочит на технику. Есть такой грех.
Китахара, насчет грехов - если их нумеровать по заповедям, то грех зависти ("не возжелай ничего, что у ближнего твоего") - будет последним. А кража, пожалуй, это гибрид зависти и жадности. Впрочем, зачесть за вторский произвол (хотя этого произвола неслабо, чересчур даже).
Отсюда и желание поглотить, сделать своей частью, вы правильно вкурили.
Comma, автор всего этого не читал! Но идеи все
украденыпридуманы до нас, так что - думаю, стоит мне почитать.Всем, кто осилил это мракобесие
и даже без джаза- большое "спасибо"! Честное слово, вы мне очень помогли. Думаю, после стоит допилить это, переписать, дополнить иперебрать гречкупривести в пристойный вид.Но без вас, которым нелениво было написать развернутые впечатления - это было бы просто невозможно.
А-а... ага. Ну, в смысле, для меня это ту мачь нелинейно, но я понял идею)
И нам бы про холм *застенчиво ковырнул большим пальцем правой ноги ламинат*
*ничо не понял* 7-ая заповедь - "не прелюбодействуй", как считать-то?
Там на русском, чтобы не усугублять лингвистическую ситуацию по больничке.читать дальше
В смысле, я понял, мне кажется, что имел в виду автор, но я не понял, как у него так получилось(
*тихо всхлипывает* за такое тебя бы сожгли ещё даже в двадцатом веке! *я ЛЮБЯ*
Не, ну правда, так обидно. Был такой мега-дрочный сеттинг с драконами, био-машинками, граффити, генными модификациями... Я удрочился прямо весь с ног до головы.
И чтоооо? *рыдает с подвываниями*
Хооолм?
ТааайлерОгииииилви?Хорошо хоть товарищи немного пролили свет, но увы, все равно игрушку поломали. (((
мелкое всякое
Я не знаю, какую ставить оцеееенкууууу!
Это не опечатка, это термин там такой:
Все это и есть сенсорная дорожка, она же сязь.
Офигеть, во я темная.
Terra Nova, да, автор подтверждает, что он - бездушная сволочь. Что текст откровенно сырой. И мне нужно будет еще доклеивать этого шалтая-болтая.
Автор
О, прикольно *_*
На слове "три-дэ-глина" я сначала аж подвис, подумав: ну она же всегдаааа трёхмерная!
Ответьте. Нам. Про холм.
И про концепцию седьмого греха, пожалуйста, тоже.
Любопытно было бы послушать.
Здесь
Спасибо.
А вот, не сочтите за доебку, это уже просто поперло обсудить до конца, а как вы видите раскрытие темы? У меня есть версия, в принципе, но он мне кажется несколько нелинейной.
*это не допрос, не подумайте, просто застебнуло выяснить. мне вообще этот текст, после многоступенчатого разбора особенно, нравится много больше большинства на конкурсе*
Но все же.
Я так и понял.Не, серьезно, я примерно такие же соображения и выдвигал в обсуждении, но, конечно, не так подробно. Рад, что понял правильно. Спасибо за пояснения.На самом деле, конечно, самый большой минус этого текста - в том, что он на все эти крутые и глобальные вещи дает только наметки, но об этом уже Терра сказала. Это был бы роман клевый, вот чтобы так медленно и с чувством развернуть каждый тезис в действии, персонажей еще пару накинуть для антуража, ниточки подвязать, убрать навязчивую желтую куртку. Вот в конце тогда Огилви как захавотит гг - отэто был бы ух *___*
Серьезно,
Вот есть такие вещи, которые в процессе обсуждения заходят куда круче, чем в процессе непосредственной рецепции, так вот это таки она.
А в моём случае - сочтите. Почему зависть оказалась седьмым по счёту грехом, всё же?
Смертных грехов семь. Концепция византийского монаха 4 века н.э, подправленная переводом Кассиана.
Как они тут соотносятся?
Извините, я дебил, я все-таки не вижу тему.
А Огилви же тоже пасхалконамек, да?
В смысле, само имя?
*да, перечитываю 1984*