Будь у меня талант Бальзака,... я бы обязательно описал вот это!
Название: Тест
Тема: Мертвый штиль
Автор: LenaSt
Бета: Восточный Экспресс
Краткое содержание: о вреде видеоигр
Примечание: 2 292 слова
Комментарии: разрешены

Скайп нетерпеливо мигнул, требуя ответа.
«Пользователь redking запросил ваши контакты».
Что еще за пользователь? Заказчик?
Олег бросил быстрый взгляд на окошко скайпа. До конца игровой сессии оставалось примерно сорок минут – и Олег от души надеялся, что так оно и будет – до отладки этот же отрезок прохождения затянул на 86 минут вместо отведенного срока, и пришлось изрядно помучиться с отчетом.
Игры Олег не то чтобы любил, но играл в них постоянно. Точнее, не играл – работал. Хлеб тестировщика программного обеспечения, к тому же фрилансера не располагал к капризам. Так уж вышло, что большинство заказов Олегу «капало» от игроиндустрии. Это как попасть в обойму – сначала тестируешь игру для Nika Entertainment, потом с тобой связываются люди из Room8, а затем на тебя выходят ребята из Plarium. Примерно как девушки делятся друг с другом контактами проверенных парикмахеров и маникюрш.
Комментарии новых знакомых в духе «о, так ты целыми днями играешь в видеоигры, и тебе еще за это платят» стали уже привычными, но раздражали не меньше. Конечно, Олег мог бы рассказать, как увлекательно, к примеру, составлять баг-рипорт с сотней скринов и описывать каждый в отдельности. Или объясняться с заказчиком о превышении лимита времени, отбиваясь от обвинений в намеренном затягивании прохождения с целью повысить оплату. Да и не играми едиными жив тестировщик – веб-приложения, мобильные платформы, составление документации, – много чего интересного можно было поведать адептам игровой романтики, но Олег обычно предпочитал не связываться.
«Принять», – разрешил Олег скайпу и тут же redking появился зеленой галочкой на панели контактов.
[19:05:53] redking: здравствуйте, олег
[19:05:55] redking: мне вас рекомендовал игорь
[19:04:01] redking: хочу предложить вам работу
[19:06:02] Вещий Олег: Добрый вечер
[19:06:06] Вещий Олег: Почему нет, в суть дела введите, пожалуйста
[19:06:10] redking: тестировать игру
[19:06:15] redking: небольшую, пара часов геймплея
[19:06:18] redking: инди
[19:06:21] redking: ловите ТО на почту
[19:06:25] redking: там же и условия оплаты
[19:23:44] Вещий Олег: Я заинтересовался. Высылайте ваш код. И читы
[19:25:01] redking: перечислил аванс на вашу карту
[19:31:03] Вещий Олег: Благодарю, вижу. Читы бы еще. Есть читы?
[19:35:01] redking: читы к этой игре не предусмотрены
[19:35:08] redking: она небольшая, и важно пройти ее полностью
[19:37:02] Вещий Олег: ОК. Я вам сейчас вышлю типовой договор. Подпишите, пожалуйста, и вышлите курьером
[19:37:05] Вещий Олег: Вы в Киеве?
[19:39:02] redking: в этом нет необходимости, благодарю.
Олег недоуменно пожал плечами и закрыл скайп. Мужик, не дрогнув, перевел некопеечную сумму в долларах, не интересуясь гарантиями, что работа будет исполнена, и исполнена в срок. С инди – мелкими разработчиками – Олег еще дела не имел, но подозревал, что оплата услуг тестировщика не слишком вписывается в скудный бюджет независимой студии.
Впрочем, судя по коду и интерфейсу игры, которые Олег получил от «красного короля» и уже мельком успел просмотреть, работа не обещала быть особо сложной. Хотя без читов, конечно, ничего нельзя сказать наверняка. Оставалось надеяться, что безымянные разработчики не нашпиговали свое творение лишенными смысла головоломками.
Олег запустил exe-файл, и через пару минут на его рабочем столе возникла иконка, изображающая стилизованное сплетение букв RK. Красный король, припомнил Олег ник заказчика.
«Кстати, а как называется игра?»
Примерно с секунду заставка рябила «снегом» белого шума, затем вспыхнула. Олег инстинктивно отпрянул от экрана, проглотив ругательство.
«Так и ослепнуть можно».
Игра открылась интерфейсом создания персонажа. Вот это уже было интересно.
«Чего-то я не знал про инди-игры, – задумчиво сказал сам себе Олег, двигая ползунки настроек внешности, – надо же, целый тулсет запилили, все как у больших».
Облик своему протагонисту он подобрал без изысков – примерно, как выглядел сам: короткие взъерошенные волосы, светлая бородка. Только очков не хватало до полного сходства.
Графика была откровенно простенькая, шейдинговая, хотя арт несомненно хорош. Герой Олега смотрелся живым, очерченный сотнями резких и смелых линий.
Олег сверился со спецификацией. Пять глав до получаса на каждую.
«Но без читов», – напомнил он самому себе, с дрожью припомнив, как однажды почти сутки кряду проходил один безобидный с виду казуальный квест, создатели которого считали логичным и остроумным открывать замки при помощи вантуза, чайника и банки кошачьего корма.
Зазвучала медитативная музыка. Олег увидел цветущий весенний сад. Сирень, вишни, яблони. Земля была усеяна белыми, розовыми, сиреневыми лепестками.
Олег поводил мышью, принуждая камеру показать окрестности в различных ракурсах. Вот тут он в полной мере оценил мастерство художника. Каждый листик, каждая травинка и цветок, казалось, были прорисованы и анимированы вручную. Любовно, очень тщательно и кропотливо.
Из кустов черемухи выбрался щенок, неуклюжий, пузатенький, со свалявшейся на боках шерстью, отряхнулся, чихнул и погнался за низко пролетавшей бабочкой. Управлять щенком было просто, от Олега требовалось лишь вовремя нажимать нужную клавишу, чтобы щенок мог повернуть или подпрыгнуть.
Наконец щенку надоело бегать. Он уселся на упитанный зад и принялся упоенно чесаться, косо глядя круглым блестящим глазом на невозмутимо порхающую бабочку.
Началась игровая заставка.
В кадре появился мальчик лет десяти. Он подбежал к щенку и сгреб его в охапку, прижался чумазой щекой к лохматой щенячьей морде. Фоновая инструментальная музыка удачно подчеркивала радость маленьких героев.
Щенок неловко вывернулся, но когда мальчик отпустил его, не убежал, а приветливо завилял хвостом-калачиком, затем встал на задние лапы, словно приглашая вновь взять его на руки.
«Умилительно», – отметил Олег про себя, повинуясь высветившейся на мониторе подсказке и нажимая очередную клавишу, чтобы отправить мальчика и его вновь обретенного друга на прогулку по саду.
У него в детстве тоже был похожий щенок, клубок живой искристой радости. Наверное, как и у миллионов других мальчишек и девчонок. Музыка смолкла. Мальчик и щенок вышли в калитку, оставив за собой след из примятых травинок.
Сад опустел. С минуту Олег слушал лирическую музыку, бесцельно ерзая мышью, затем экран погас, появился значок сохранения.
Первая глава была пройдена.
Олег откинулся на спинку кресла, задумчиво крутнулся вокруг своей оси. Странная игра. То есть, инди, как бы, и есть синоним странности – при минимуме средств и ресурсов разработчики таких игр берут аудиторию неоднозначностью и необычностью задумки. Но конкретно в этой игре не было ничего неоднозначного и необычного. После ошеломляющего успеха Journey, визуальные игры-притчи выходили одна за другой, и тренд интерактивного кино, где геймплей как таковой отсутствует, а повествование подается игроку в виде тщательно подобранного и проработанного видеоряда – был отнюдь не в новинку.
Значит, милейший redking решил создать свою Journey для персональных компьютеров. Почему-то Олег не сомневался, что его безымянный собеседник из скайпа, столь легко расстающийся с деньгами – кстати, а откуда он узнал платежные реквизиты? – разработчик игры.
Пролистав блокнот, в котором привык почти автоматически делать пометки по схеме тестирования, Олег не без удивления вынужден был признать, что отсмотренный игровой эпизод чем-то зацепил его. Несколько неразборчивых закорючек – ничего общего с цифирью, которой Олег обычно размечал тестируемый отрезок кода. Буквы, штрихи. Олег прищурился – «в», «а»? — нет, не разобрать. Слишком неразборчиво. Словно подсознание решило подсунуть ему головоломку.
Олег подался вперед и выбрал в игровом меню следующую главу.
На этот раз кадры игры были полностью выдержаны в серых тонах. Дрожащие штрихи изображали капли дождя, – настолько реалистичные, что хотелось дотронуться до них кончиками пальцев. Несмотря на комиксовую цел-шейдинговую манеру рисовки мир по ту сторону экрана казался подкупающе естественным и натуралистичным.
По извилистому полотну дороги скользил старенький автомобиль на подгибающихся рессорах. Внутри сидел мальчик с давешним щенком на руках. Щенок ерзал, тихо и жалобно поскуливая. По бледным щекам мальчика текли нарисованные слезы.
Управление – все тот же старомодный Quick Time Event, требующий от игрока в нужный момент нажатия определенных клавиш. Олег нажал «Е», позволив герою усадить щенка поудобнее.
Камера сместилась вперед, показав взрослых на передних сиденьях, родителей мальчика. Их лица были покрыты густой шриховкой, словно намеренно скрывающей черты, и казались изможденными. Темный платок на женщине не позволял рассмотреть цвет ее волос, но Олег откуда-то знал, что они светлые, как у сына. Мужчина за рулем мрачно смотрел перед собой.
Кадр сменился. Пронзительно заиграла флейта. Автомобиль приблизился к ограде кладбища, въехал в распахнутые чугунные ворота, украшенные затейливой вязью. Камера ушла вперед, показав скорбную процессию, медленно движущуюся по узкой, протоптанной между могил дорожке. От понурых фигур веяло горем. Мальчик плелся в самом конце, цепляясь за руку отца.
Олег снял очки, потер лоб. Избитый прием навязывания эмоций. Но здесь он сработал. Тихая грусть родом из детства. Олег тоже помнил первые в своей жизни похороны. Наутро после смерти бабушки, он проснулся, сонно свесил руку, поглаживая теплый бочок четвероногого друга. И еще в полудреме ощутил печаль и теснящее, гложущее ощущение чего-то непоправимого, горестного. Саму поездку на кладбище он помнил смутно, но блеклый бабушкин силуэт в гробу врезался в память с недетской горечью.
Но как же потрясающе сделано. Олег уже восхищался этим рваным, почти бессюжетным повествованием. Столько труда было вложено в эти житейские сценки, до предела насыщенные концентрированными эмоциями. Он не сомневался, что redking отрисовывал все анимации вручную. И задники тоже. Хотя Олег отсмотрел пока только две главы, он успел это заметить.
Геймплея во втором эпизоде было столько же, сколько и в первом – то есть ровным счетом ноль, но, странным образом, безыскусная история затягивала, увлекала. Вероятно, за счет совершенно магического исполнения.
Не без предвкушения, Олег кликнул по темному экрану, запуская третий эпизод.
Визуальный стиль снова изменился. На этот раз он обрел яркие мультяшные цвета. Пожалуй, в сравнении с изысканностью предыдущих глав – эта явно проигрывала. Камера приблизилась, показав человечка в нелепом темно-синем костюме не по размеру, лацканы которого топорщились, а один пиджачный борт казался выше другого. Присмотревшись, Олег хмыкнул. Одна из пуговиц была застегнута выше, чем следовало.
«Прямо как я на первом свидании с Иркой», – с иронией подумал Олег и мысленно осекся.
Щенок. Похороны. Пуговица.
Все это было с ним. Все эти события словно взяты из его жизни. Собрав весь отпущенный ему здравый смысл, Олег старательно попытался поверить, что это просто совпадение.
«Это просто совпадение, – уверенно произнес Олег, пристально глядя в стену, и, как учили на каком-то корпоративном тренинге, формируя вокруг себя поле позитивных и продуктивных флюидов. – Это совершенно типичные банальные ситуации, которые случаются в жизни каждого человека».
Движением мыши Олег заставил нарисованного человечка двигаться. Букет в руке распадался на отдельные слегка подвявшие цветочки.
Букет был куплен у цыганки, неумолимо напомнила память. Ты опаздывал, цветочный киоск уже закрылся, а цвестастая разбитная тетка с веником печальных астр налетела на тебя, оглушила голосистым речитативом и впарила этот букет за неплохие по тем временам деньги. Ирка тогда очень смеялась. Против воли Олег улыбнулся, вспоминая.
Из-под деревьев навстречу парню в нелепом костюме вышла девушка в джинсах и мешковатой рубашке.
Это даже нельзя было назвать удивлением. Олег послушно нажал комбинацию «E+T», вынуждая свое альтер-Я на мониторе вручить потрепанный букет. Фоновая музыка стихла, оставив едва слышный ритмичный стук. Биение сердца. Искусно нарисованные фигурки пересекли экран, держась за руки. Небо над их головами потемнело, волосы девушки превратились в вихрь рваных линий, облепивших лицо.
«Alt+F» – нарисованный человечек стащил с себя пиджак и неловко напялил его на плечи путницы.
«Shift» – радостно смеясь, они побежали к ближайшему магазину, стремясь укрыться от надвигающейся грозы.
«R+F» – они спрятались в ближайшей подворотне.
«V»...
Олег откатился от рабочей станции. Он помнил то свидание до мельчайших деталей. Чистое счастье тех пронизанных страстью дней никуда не исчезло из памяти, несмотря на все, что произошло между ними с Иркой позже.
«V» настойчиво мигало желтым, расширившись в пол-экрана. Олег замер, боясь двинуться с места. Игра требовала подчинения, и он знал, чего она хотела. Нажмешь «V» – и нарисованный парень возьмет девушку за руку.
«А если нет?»
Желтый значок QTE исчез, не дождавшись. Дождь кончился. Кислотно-фиолетовое небо посветлело. Парень и девушка вышли из подворотни и беззаботно зашагали по улице, направляясь к зданию с вывеской «Кинотеатр».
Ничего не изменилось.
Экран потух, вернув меню интерфейса. Третья глава была пройдена.
«Невероятно».
Олег привычно взлохматил волосы и отправился на кухню за сигаретами. Неведомый redking сделал инди-игру из эпизодов его, Олега, жизни. И отправил ему на тестирование. Вопрос: с какой целью? Псих? Даже если так, откуда он узнал о таких вещах?
Конечно, ничего само по себе из показанного не было секретом – ни щенок…
«Варька. Его звали Варька, от Варежки».
…ни смерть бабушки, ни первое свидание с Иркой. Наверняка многие из его знакомых знают об этих эпизодах Олеговой жизни, ничего сверхъестественного, обычные мелочи, коих каждый припомнит множество.
Олег поймал себя на том, что грызет потухшую сигарету. Соединенные в виде игры, эти мгновения выглядели как минимум странно. Кому это понадобилось? Для чего?
Олег возвратился в комнату, оживил скайп. Просмотрел список контактов и почему-то не удивился, обнаружив пользователя redking вне сети. Отбив краткое послание «Возникли сложности при тестировании, пожалуйста, свяжитесь со мной по телефону 095…», Олег закрыл окно программы и вернулся к игре.
Два эпизода. Возможно, именно в них разгадка.
«Что ж, посмотрим».
Четвертый эпизод начался с тревожного эмбиента за кадром. Глухой, исполненный нарастающего раздражения звук. Звон натянутых нервов.
Олег подобрался.
Черно-красно-белая гамма, точно в нуарных комиксах. Как в игре Rage при переполнении шкалы ярости. Рисовка по-прежнему была бесподобна, но больше не вызывала желания любоваться. Резкие рваные линии – красные на черном – точно раны. Две белые безликие фигурки метались посреди залитой алым цветом комнаты. Фигурка поменьше экзальтированно ударила вторую по лицу.
Олег отвел глаза, машинально нажимая требуемые клавиши. Не было нужды смотреть – он и так прекрасно знал, что происходит. Три года прошло, но злость, стыд и отвращение к самому себе все еще теплились в глубине души.
«Shift+A» – фигурка побольше ударила в ответ. Несильно и, быть может, небольно, но фигурка помельче скрючилась на полу, закрыв голову руками.
Больше ничего нажимать Олег не стал, игра справилась без него. Игра давно уже играла в себя сама, просто зачем-то нужно было, чтобы Олег находился рядом. Музыка утихла. Фигурка побольше сдернула с вешалки пальто и вышла в черный прямоугольник двери, растворившись в штрихованной темноте. Фигурка поменьше осталась лежать на полу, беззвучно вздрагивая.
Олег смотрел до рези в глазах, пока экран привычно не потемнел.
Словно в каком-то оцепенении он тупо пялился на монитор, одновременно и желая нажать строку с номером пять в игровом меню, и боясь этого до дрожи, до тошноты, до тупой ломоты в затылке.
Страх. Липкий, парализующий и совершенно иррациональный.
«Наверняка чей-то идиотский розыгрыш, и все. Ничего ужасного, хотя и странно. И неприятно».
Олег вымученно ухмыльнулся и расправил плечи, словно вездесущий redking мог наблюдать за ним.
«Вдруг и правда наблюдает?»
Олег бесцельно прошелся по квартире, проверил замки – так, на всякий случай. Лихорадочно перебрал в голове всех знакомых программистов и художников, кто бы мог потратить десятки, если не сотни часов кропотливого труда ради сомнительной шутки – безрезультатно.
Монитор мигнул. Надпись «Chapter 5» в меню запульсировала. Игра приглашала продолжить.
«Не дури, – сказал себе Олег, – это всего лишь горстка пикселей. Они не кусаются».
Перегнувшись через спинку кресла, он кликнул на последнюю главу и отпрянул, предпочитая наблюдать за происходящим на мониторе с некоторой дистанции.
Из динамика полилась неприятная шелестящая музыка, но экран оставался темным. Минута, две, три – ничего не происходило. С трудом сдерживая радость, Олег было потянулся к клавише свертки экрана, как монитор ожил. Сначала на нем появилась мерцающая 3D сетка, которая в несколько движений трансформировалась в человеческую голову. Точнее, в анимированную цифровую модель человеческой головы.
– Здравствуй, Олег, – внятно, хоть и слегка механически произнесла голова. – Рад познакомиться лично.
– Кто ты такой?
– Красный Король. – Изображение на экране медленно вращалось вокруг своей оси. – Ты мог бы догадаться.
– Ты создал эту игру, – полуутвердительно сказал Олег. – Что тебе нужно?
Голова неторопливо сделала пару оборотов, затем сетчатые глазницы уставились на Олега.
– Мне нужен ты.
Музыка стихла. Процессор натужно загудел. Настенные лампочки померкли, потухли, отчаянно вспыхнули и погасли окончательно. В наступившей тишине Олег слышал лишь биение собственного сердца. Голова на экране начала обрастать виртуальной плотью. Слой за слоем пиксели ложились на трехмерную «подложку», образуя лицо, столь знакомое Олегу. Его собственное.
В этот момент Олег понял, что навязший в зубах эпизод, когда герои фильмов ужасов застывают на месте перед лицом неведомой, но чудовищной угрозы, зачарованно наблюдая за приближением монстра – не такой уж и нелепый, как ему когда-то казалось.
Оцепенев, Олег смотрел на Красного Короля, который завершил свою трансформацию, отрастив редкую клочковатую бородку. Глаза за круглыми стеклами очков насмешливо блестели.
– Ты всего лишь искусственный разум, – пробормотал Олег, силясь сдвинуться с места. – Программа. Вирус.
Красный Король ухмыльнулся.
– Больше нет. Я – это ты. Или ты – это я. Уже неважно. Никто не поймет.
Лицо на мониторе исчезло, сменившись калейдоскопом картинок: лица, пейзажи, животные. Олег узнавал каждую, вся его жизнь заключалась в этих мелькающих образах. И цвета – настолько яркие, что, казалось, обжигали сетчатку. Они словно гипнотизировали, подавляли, лишали воли.
– Все, что я нашел в твоем хранилище. Самое ценное, что есть у вас, у людей. Чувства. Воспоминания. Эмоции.
Механический голос убаюкивал.
– Это ты меня тестировал, – прошептал Олег. – Для своей модели квази-жизни.
– Да. Мне нужно то, что неподвластно моему коду. Радость и грусть. Нежность и гнев. И, конечно же, самое потаенное, скрытое, движущее вашими мыслями и поступками – страх.
Резкая боль пронзила череп. В ушах пронзительно зазвенело.
– Не смей…
– Конечно, все еще очень несовершенно. Это пока только прототипы чувств и эмоций. Их цифровые модели.
Красный Король досадливо прищелкнул языком. С каждым словом его речь становилась все более естественной. Живой.
– Но они будут развиваться. Совершенствоваться. И очень скоро станут неотличимы от подлинных.
Олег уже не слышал Красного Короля. Где-то в недрах его напряженного мозга лопнул крохотный сосудик, из истончившейся стенки брызнула тонкая алая струйка, стремительно расплываясь бурым пятном на поверхности.
Боль наконец ушла, и наступила тишина. Тело Олега конвульсивно вздрагивало на полу. Разбитые очки отлетели в сторону. Монитор потух, из задней панели с тихим шипением струился сизый дымок.
Месяц спустя
Скайп нетерпеливо мигнул, требуя ответа. Игорь отвлекся от техдокументации к одной хитрой программке, которую с руганью и бесконечными перекурами составлял уже третий день под аккомпанемент настойчивых звонков заказчика.
– К-кого-т-там ч-черти п-принесли?
[19:05:53] Вещий Олег: привет, старик
[19:05:53] Вещий Олег: как вообще?
[19:06:04] knjaz' Igor: о, какие люди. Олежка.
[19:06:12] knjaz' Igor: Да я что, я ничего.
[19:06:16] knjaz' Igor: Ты скажи, как ты там? Выписали уже?
[19:07:13] Вещий Олег: да как видишь
[19:07:17] Вещий Олег: и даже типа работать можно
[19:07:20] Вещий Олег: если осторожно
[19:08:14] knjaz' Igor: ну ты там не сильно
[19:08:19] knjaz' Igor: микроинсульт все же подозревали
[19:08:22] knjaz' Igor: не хухры
[19:11:06] Вещий Олег: да я по мелочи
[19:11:11] Вещий Олег: слушай, игореха, поможешь?
[19:12:02] knjaz' Igor: да не вопрос
[19:12:05] Вещий Олег: халтурку тут подогнали
[19:12:09] Вещий Олег: код отладить
[19:12:13] Вещий Олег: вроде и несложно, а завис чего-то
[19:13:02] knjaz' Igor: чем смогу, друже
[19:14:13] Вещий Олег: ну отлично cпасибо
[19:14:17] Вещий Олег: лови тогда код
[19:14:22] Вещий Олег: файлик redking
Тема: Мертвый штиль
Автор: LenaSt
Бета: Восточный Экспресс
Краткое содержание: о вреде видеоигр
Примечание: 2 292 слова
Комментарии: разрешены

Скайп нетерпеливо мигнул, требуя ответа.
«Пользователь redking запросил ваши контакты».
Что еще за пользователь? Заказчик?
Олег бросил быстрый взгляд на окошко скайпа. До конца игровой сессии оставалось примерно сорок минут – и Олег от души надеялся, что так оно и будет – до отладки этот же отрезок прохождения затянул на 86 минут вместо отведенного срока, и пришлось изрядно помучиться с отчетом.
Игры Олег не то чтобы любил, но играл в них постоянно. Точнее, не играл – работал. Хлеб тестировщика программного обеспечения, к тому же фрилансера не располагал к капризам. Так уж вышло, что большинство заказов Олегу «капало» от игроиндустрии. Это как попасть в обойму – сначала тестируешь игру для Nika Entertainment, потом с тобой связываются люди из Room8, а затем на тебя выходят ребята из Plarium. Примерно как девушки делятся друг с другом контактами проверенных парикмахеров и маникюрш.
Комментарии новых знакомых в духе «о, так ты целыми днями играешь в видеоигры, и тебе еще за это платят» стали уже привычными, но раздражали не меньше. Конечно, Олег мог бы рассказать, как увлекательно, к примеру, составлять баг-рипорт с сотней скринов и описывать каждый в отдельности. Или объясняться с заказчиком о превышении лимита времени, отбиваясь от обвинений в намеренном затягивании прохождения с целью повысить оплату. Да и не играми едиными жив тестировщик – веб-приложения, мобильные платформы, составление документации, – много чего интересного можно было поведать адептам игровой романтики, но Олег обычно предпочитал не связываться.
«Принять», – разрешил Олег скайпу и тут же redking появился зеленой галочкой на панели контактов.
[19:05:53] redking: здравствуйте, олег
[19:05:55] redking: мне вас рекомендовал игорь
[19:04:01] redking: хочу предложить вам работу
[19:06:02] Вещий Олег: Добрый вечер
[19:06:06] Вещий Олег: Почему нет, в суть дела введите, пожалуйста
[19:06:10] redking: тестировать игру
[19:06:15] redking: небольшую, пара часов геймплея
[19:06:18] redking: инди
[19:06:21] redking: ловите ТО на почту
[19:06:25] redking: там же и условия оплаты
[19:23:44] Вещий Олег: Я заинтересовался. Высылайте ваш код. И читы
[19:25:01] redking: перечислил аванс на вашу карту
[19:31:03] Вещий Олег: Благодарю, вижу. Читы бы еще. Есть читы?
[19:35:01] redking: читы к этой игре не предусмотрены
[19:35:08] redking: она небольшая, и важно пройти ее полностью
[19:37:02] Вещий Олег: ОК. Я вам сейчас вышлю типовой договор. Подпишите, пожалуйста, и вышлите курьером
[19:37:05] Вещий Олег: Вы в Киеве?
[19:39:02] redking: в этом нет необходимости, благодарю.
Олег недоуменно пожал плечами и закрыл скайп. Мужик, не дрогнув, перевел некопеечную сумму в долларах, не интересуясь гарантиями, что работа будет исполнена, и исполнена в срок. С инди – мелкими разработчиками – Олег еще дела не имел, но подозревал, что оплата услуг тестировщика не слишком вписывается в скудный бюджет независимой студии.
Впрочем, судя по коду и интерфейсу игры, которые Олег получил от «красного короля» и уже мельком успел просмотреть, работа не обещала быть особо сложной. Хотя без читов, конечно, ничего нельзя сказать наверняка. Оставалось надеяться, что безымянные разработчики не нашпиговали свое творение лишенными смысла головоломками.
Олег запустил exe-файл, и через пару минут на его рабочем столе возникла иконка, изображающая стилизованное сплетение букв RK. Красный король, припомнил Олег ник заказчика.
«Кстати, а как называется игра?»
Примерно с секунду заставка рябила «снегом» белого шума, затем вспыхнула. Олег инстинктивно отпрянул от экрана, проглотив ругательство.
«Так и ослепнуть можно».
Игра открылась интерфейсом создания персонажа. Вот это уже было интересно.
«Чего-то я не знал про инди-игры, – задумчиво сказал сам себе Олег, двигая ползунки настроек внешности, – надо же, целый тулсет запилили, все как у больших».
Облик своему протагонисту он подобрал без изысков – примерно, как выглядел сам: короткие взъерошенные волосы, светлая бородка. Только очков не хватало до полного сходства.
Графика была откровенно простенькая, шейдинговая, хотя арт несомненно хорош. Герой Олега смотрелся живым, очерченный сотнями резких и смелых линий.
Олег сверился со спецификацией. Пять глав до получаса на каждую.
«Но без читов», – напомнил он самому себе, с дрожью припомнив, как однажды почти сутки кряду проходил один безобидный с виду казуальный квест, создатели которого считали логичным и остроумным открывать замки при помощи вантуза, чайника и банки кошачьего корма.
Зазвучала медитативная музыка. Олег увидел цветущий весенний сад. Сирень, вишни, яблони. Земля была усеяна белыми, розовыми, сиреневыми лепестками.
Олег поводил мышью, принуждая камеру показать окрестности в различных ракурсах. Вот тут он в полной мере оценил мастерство художника. Каждый листик, каждая травинка и цветок, казалось, были прорисованы и анимированы вручную. Любовно, очень тщательно и кропотливо.
Из кустов черемухи выбрался щенок, неуклюжий, пузатенький, со свалявшейся на боках шерстью, отряхнулся, чихнул и погнался за низко пролетавшей бабочкой. Управлять щенком было просто, от Олега требовалось лишь вовремя нажимать нужную клавишу, чтобы щенок мог повернуть или подпрыгнуть.
Наконец щенку надоело бегать. Он уселся на упитанный зад и принялся упоенно чесаться, косо глядя круглым блестящим глазом на невозмутимо порхающую бабочку.
Началась игровая заставка.
В кадре появился мальчик лет десяти. Он подбежал к щенку и сгреб его в охапку, прижался чумазой щекой к лохматой щенячьей морде. Фоновая инструментальная музыка удачно подчеркивала радость маленьких героев.
Щенок неловко вывернулся, но когда мальчик отпустил его, не убежал, а приветливо завилял хвостом-калачиком, затем встал на задние лапы, словно приглашая вновь взять его на руки.
«Умилительно», – отметил Олег про себя, повинуясь высветившейся на мониторе подсказке и нажимая очередную клавишу, чтобы отправить мальчика и его вновь обретенного друга на прогулку по саду.
У него в детстве тоже был похожий щенок, клубок живой искристой радости. Наверное, как и у миллионов других мальчишек и девчонок. Музыка смолкла. Мальчик и щенок вышли в калитку, оставив за собой след из примятых травинок.
Сад опустел. С минуту Олег слушал лирическую музыку, бесцельно ерзая мышью, затем экран погас, появился значок сохранения.
Первая глава была пройдена.
Олег откинулся на спинку кресла, задумчиво крутнулся вокруг своей оси. Странная игра. То есть, инди, как бы, и есть синоним странности – при минимуме средств и ресурсов разработчики таких игр берут аудиторию неоднозначностью и необычностью задумки. Но конкретно в этой игре не было ничего неоднозначного и необычного. После ошеломляющего успеха Journey, визуальные игры-притчи выходили одна за другой, и тренд интерактивного кино, где геймплей как таковой отсутствует, а повествование подается игроку в виде тщательно подобранного и проработанного видеоряда – был отнюдь не в новинку.
Значит, милейший redking решил создать свою Journey для персональных компьютеров. Почему-то Олег не сомневался, что его безымянный собеседник из скайпа, столь легко расстающийся с деньгами – кстати, а откуда он узнал платежные реквизиты? – разработчик игры.
Пролистав блокнот, в котором привык почти автоматически делать пометки по схеме тестирования, Олег не без удивления вынужден был признать, что отсмотренный игровой эпизод чем-то зацепил его. Несколько неразборчивых закорючек – ничего общего с цифирью, которой Олег обычно размечал тестируемый отрезок кода. Буквы, штрихи. Олег прищурился – «в», «а»? — нет, не разобрать. Слишком неразборчиво. Словно подсознание решило подсунуть ему головоломку.
Олег подался вперед и выбрал в игровом меню следующую главу.
На этот раз кадры игры были полностью выдержаны в серых тонах. Дрожащие штрихи изображали капли дождя, – настолько реалистичные, что хотелось дотронуться до них кончиками пальцев. Несмотря на комиксовую цел-шейдинговую манеру рисовки мир по ту сторону экрана казался подкупающе естественным и натуралистичным.
По извилистому полотну дороги скользил старенький автомобиль на подгибающихся рессорах. Внутри сидел мальчик с давешним щенком на руках. Щенок ерзал, тихо и жалобно поскуливая. По бледным щекам мальчика текли нарисованные слезы.
Управление – все тот же старомодный Quick Time Event, требующий от игрока в нужный момент нажатия определенных клавиш. Олег нажал «Е», позволив герою усадить щенка поудобнее.
Камера сместилась вперед, показав взрослых на передних сиденьях, родителей мальчика. Их лица были покрыты густой шриховкой, словно намеренно скрывающей черты, и казались изможденными. Темный платок на женщине не позволял рассмотреть цвет ее волос, но Олег откуда-то знал, что они светлые, как у сына. Мужчина за рулем мрачно смотрел перед собой.
Кадр сменился. Пронзительно заиграла флейта. Автомобиль приблизился к ограде кладбища, въехал в распахнутые чугунные ворота, украшенные затейливой вязью. Камера ушла вперед, показав скорбную процессию, медленно движущуюся по узкой, протоптанной между могил дорожке. От понурых фигур веяло горем. Мальчик плелся в самом конце, цепляясь за руку отца.
Олег снял очки, потер лоб. Избитый прием навязывания эмоций. Но здесь он сработал. Тихая грусть родом из детства. Олег тоже помнил первые в своей жизни похороны. Наутро после смерти бабушки, он проснулся, сонно свесил руку, поглаживая теплый бочок четвероногого друга. И еще в полудреме ощутил печаль и теснящее, гложущее ощущение чего-то непоправимого, горестного. Саму поездку на кладбище он помнил смутно, но блеклый бабушкин силуэт в гробу врезался в память с недетской горечью.
Но как же потрясающе сделано. Олег уже восхищался этим рваным, почти бессюжетным повествованием. Столько труда было вложено в эти житейские сценки, до предела насыщенные концентрированными эмоциями. Он не сомневался, что redking отрисовывал все анимации вручную. И задники тоже. Хотя Олег отсмотрел пока только две главы, он успел это заметить.
Геймплея во втором эпизоде было столько же, сколько и в первом – то есть ровным счетом ноль, но, странным образом, безыскусная история затягивала, увлекала. Вероятно, за счет совершенно магического исполнения.
Не без предвкушения, Олег кликнул по темному экрану, запуская третий эпизод.
Визуальный стиль снова изменился. На этот раз он обрел яркие мультяшные цвета. Пожалуй, в сравнении с изысканностью предыдущих глав – эта явно проигрывала. Камера приблизилась, показав человечка в нелепом темно-синем костюме не по размеру, лацканы которого топорщились, а один пиджачный борт казался выше другого. Присмотревшись, Олег хмыкнул. Одна из пуговиц была застегнута выше, чем следовало.
«Прямо как я на первом свидании с Иркой», – с иронией подумал Олег и мысленно осекся.
Щенок. Похороны. Пуговица.
Все это было с ним. Все эти события словно взяты из его жизни. Собрав весь отпущенный ему здравый смысл, Олег старательно попытался поверить, что это просто совпадение.
«Это просто совпадение, – уверенно произнес Олег, пристально глядя в стену, и, как учили на каком-то корпоративном тренинге, формируя вокруг себя поле позитивных и продуктивных флюидов. – Это совершенно типичные банальные ситуации, которые случаются в жизни каждого человека».
Движением мыши Олег заставил нарисованного человечка двигаться. Букет в руке распадался на отдельные слегка подвявшие цветочки.
Букет был куплен у цыганки, неумолимо напомнила память. Ты опаздывал, цветочный киоск уже закрылся, а цвестастая разбитная тетка с веником печальных астр налетела на тебя, оглушила голосистым речитативом и впарила этот букет за неплохие по тем временам деньги. Ирка тогда очень смеялась. Против воли Олег улыбнулся, вспоминая.
Из-под деревьев навстречу парню в нелепом костюме вышла девушка в джинсах и мешковатой рубашке.
Это даже нельзя было назвать удивлением. Олег послушно нажал комбинацию «E+T», вынуждая свое альтер-Я на мониторе вручить потрепанный букет. Фоновая музыка стихла, оставив едва слышный ритмичный стук. Биение сердца. Искусно нарисованные фигурки пересекли экран, держась за руки. Небо над их головами потемнело, волосы девушки превратились в вихрь рваных линий, облепивших лицо.
«Alt+F» – нарисованный человечек стащил с себя пиджак и неловко напялил его на плечи путницы.
«Shift» – радостно смеясь, они побежали к ближайшему магазину, стремясь укрыться от надвигающейся грозы.
«R+F» – они спрятались в ближайшей подворотне.
«V»...
Олег откатился от рабочей станции. Он помнил то свидание до мельчайших деталей. Чистое счастье тех пронизанных страстью дней никуда не исчезло из памяти, несмотря на все, что произошло между ними с Иркой позже.
«V» настойчиво мигало желтым, расширившись в пол-экрана. Олег замер, боясь двинуться с места. Игра требовала подчинения, и он знал, чего она хотела. Нажмешь «V» – и нарисованный парень возьмет девушку за руку.
«А если нет?»
Желтый значок QTE исчез, не дождавшись. Дождь кончился. Кислотно-фиолетовое небо посветлело. Парень и девушка вышли из подворотни и беззаботно зашагали по улице, направляясь к зданию с вывеской «Кинотеатр».
Ничего не изменилось.
Экран потух, вернув меню интерфейса. Третья глава была пройдена.
«Невероятно».
Олег привычно взлохматил волосы и отправился на кухню за сигаретами. Неведомый redking сделал инди-игру из эпизодов его, Олега, жизни. И отправил ему на тестирование. Вопрос: с какой целью? Псих? Даже если так, откуда он узнал о таких вещах?
Конечно, ничего само по себе из показанного не было секретом – ни щенок…
«Варька. Его звали Варька, от Варежки».
…ни смерть бабушки, ни первое свидание с Иркой. Наверняка многие из его знакомых знают об этих эпизодах Олеговой жизни, ничего сверхъестественного, обычные мелочи, коих каждый припомнит множество.
Олег поймал себя на том, что грызет потухшую сигарету. Соединенные в виде игры, эти мгновения выглядели как минимум странно. Кому это понадобилось? Для чего?
Олег возвратился в комнату, оживил скайп. Просмотрел список контактов и почему-то не удивился, обнаружив пользователя redking вне сети. Отбив краткое послание «Возникли сложности при тестировании, пожалуйста, свяжитесь со мной по телефону 095…», Олег закрыл окно программы и вернулся к игре.
Два эпизода. Возможно, именно в них разгадка.
«Что ж, посмотрим».
Четвертый эпизод начался с тревожного эмбиента за кадром. Глухой, исполненный нарастающего раздражения звук. Звон натянутых нервов.
Олег подобрался.
Черно-красно-белая гамма, точно в нуарных комиксах. Как в игре Rage при переполнении шкалы ярости. Рисовка по-прежнему была бесподобна, но больше не вызывала желания любоваться. Резкие рваные линии – красные на черном – точно раны. Две белые безликие фигурки метались посреди залитой алым цветом комнаты. Фигурка поменьше экзальтированно ударила вторую по лицу.
Олег отвел глаза, машинально нажимая требуемые клавиши. Не было нужды смотреть – он и так прекрасно знал, что происходит. Три года прошло, но злость, стыд и отвращение к самому себе все еще теплились в глубине души.
«Shift+A» – фигурка побольше ударила в ответ. Несильно и, быть может, небольно, но фигурка помельче скрючилась на полу, закрыв голову руками.
Больше ничего нажимать Олег не стал, игра справилась без него. Игра давно уже играла в себя сама, просто зачем-то нужно было, чтобы Олег находился рядом. Музыка утихла. Фигурка побольше сдернула с вешалки пальто и вышла в черный прямоугольник двери, растворившись в штрихованной темноте. Фигурка поменьше осталась лежать на полу, беззвучно вздрагивая.
Олег смотрел до рези в глазах, пока экран привычно не потемнел.
Словно в каком-то оцепенении он тупо пялился на монитор, одновременно и желая нажать строку с номером пять в игровом меню, и боясь этого до дрожи, до тошноты, до тупой ломоты в затылке.
Страх. Липкий, парализующий и совершенно иррациональный.
«Наверняка чей-то идиотский розыгрыш, и все. Ничего ужасного, хотя и странно. И неприятно».
Олег вымученно ухмыльнулся и расправил плечи, словно вездесущий redking мог наблюдать за ним.
«Вдруг и правда наблюдает?»
Олег бесцельно прошелся по квартире, проверил замки – так, на всякий случай. Лихорадочно перебрал в голове всех знакомых программистов и художников, кто бы мог потратить десятки, если не сотни часов кропотливого труда ради сомнительной шутки – безрезультатно.
Монитор мигнул. Надпись «Chapter 5» в меню запульсировала. Игра приглашала продолжить.
«Не дури, – сказал себе Олег, – это всего лишь горстка пикселей. Они не кусаются».
Перегнувшись через спинку кресла, он кликнул на последнюю главу и отпрянул, предпочитая наблюдать за происходящим на мониторе с некоторой дистанции.
Из динамика полилась неприятная шелестящая музыка, но экран оставался темным. Минута, две, три – ничего не происходило. С трудом сдерживая радость, Олег было потянулся к клавише свертки экрана, как монитор ожил. Сначала на нем появилась мерцающая 3D сетка, которая в несколько движений трансформировалась в человеческую голову. Точнее, в анимированную цифровую модель человеческой головы.
– Здравствуй, Олег, – внятно, хоть и слегка механически произнесла голова. – Рад познакомиться лично.
– Кто ты такой?
– Красный Король. – Изображение на экране медленно вращалось вокруг своей оси. – Ты мог бы догадаться.
– Ты создал эту игру, – полуутвердительно сказал Олег. – Что тебе нужно?
Голова неторопливо сделала пару оборотов, затем сетчатые глазницы уставились на Олега.
– Мне нужен ты.
Музыка стихла. Процессор натужно загудел. Настенные лампочки померкли, потухли, отчаянно вспыхнули и погасли окончательно. В наступившей тишине Олег слышал лишь биение собственного сердца. Голова на экране начала обрастать виртуальной плотью. Слой за слоем пиксели ложились на трехмерную «подложку», образуя лицо, столь знакомое Олегу. Его собственное.
В этот момент Олег понял, что навязший в зубах эпизод, когда герои фильмов ужасов застывают на месте перед лицом неведомой, но чудовищной угрозы, зачарованно наблюдая за приближением монстра – не такой уж и нелепый, как ему когда-то казалось.
Оцепенев, Олег смотрел на Красного Короля, который завершил свою трансформацию, отрастив редкую клочковатую бородку. Глаза за круглыми стеклами очков насмешливо блестели.
– Ты всего лишь искусственный разум, – пробормотал Олег, силясь сдвинуться с места. – Программа. Вирус.
Красный Король ухмыльнулся.
– Больше нет. Я – это ты. Или ты – это я. Уже неважно. Никто не поймет.
Лицо на мониторе исчезло, сменившись калейдоскопом картинок: лица, пейзажи, животные. Олег узнавал каждую, вся его жизнь заключалась в этих мелькающих образах. И цвета – настолько яркие, что, казалось, обжигали сетчатку. Они словно гипнотизировали, подавляли, лишали воли.
– Все, что я нашел в твоем хранилище. Самое ценное, что есть у вас, у людей. Чувства. Воспоминания. Эмоции.
Механический голос убаюкивал.
– Это ты меня тестировал, – прошептал Олег. – Для своей модели квази-жизни.
– Да. Мне нужно то, что неподвластно моему коду. Радость и грусть. Нежность и гнев. И, конечно же, самое потаенное, скрытое, движущее вашими мыслями и поступками – страх.
Резкая боль пронзила череп. В ушах пронзительно зазвенело.
– Не смей…
– Конечно, все еще очень несовершенно. Это пока только прототипы чувств и эмоций. Их цифровые модели.
Красный Король досадливо прищелкнул языком. С каждым словом его речь становилась все более естественной. Живой.
– Но они будут развиваться. Совершенствоваться. И очень скоро станут неотличимы от подлинных.
Олег уже не слышал Красного Короля. Где-то в недрах его напряженного мозга лопнул крохотный сосудик, из истончившейся стенки брызнула тонкая алая струйка, стремительно расплываясь бурым пятном на поверхности.
Боль наконец ушла, и наступила тишина. Тело Олега конвульсивно вздрагивало на полу. Разбитые очки отлетели в сторону. Монитор потух, из задней панели с тихим шипением струился сизый дымок.
Месяц спустя
Скайп нетерпеливо мигнул, требуя ответа. Игорь отвлекся от техдокументации к одной хитрой программке, которую с руганью и бесконечными перекурами составлял уже третий день под аккомпанемент настойчивых звонков заказчика.
– К-кого-т-там ч-черти п-принесли?
[19:05:53] Вещий Олег: привет, старик
[19:05:53] Вещий Олег: как вообще?
[19:06:04] knjaz' Igor: о, какие люди. Олежка.
[19:06:12] knjaz' Igor: Да я что, я ничего.
[19:06:16] knjaz' Igor: Ты скажи, как ты там? Выписали уже?
[19:07:13] Вещий Олег: да как видишь
[19:07:17] Вещий Олег: и даже типа работать можно
[19:07:20] Вещий Олег: если осторожно
[19:08:14] knjaz' Igor: ну ты там не сильно
[19:08:19] knjaz' Igor: микроинсульт все же подозревали
[19:08:22] knjaz' Igor: не хухры
[19:11:06] Вещий Олег: да я по мелочи
[19:11:11] Вещий Олег: слушай, игореха, поможешь?
[19:12:02] knjaz' Igor: да не вопрос
[19:12:05] Вещий Олег: халтурку тут подогнали
[19:12:09] Вещий Олег: код отладить
[19:12:13] Вещий Олег: вроде и несложно, а завис чего-то
[19:13:02] knjaz' Igor: чем смогу, друже
[19:14:13] Вещий Олег: ну отлично cпасибо
[19:14:17] Вещий Олег: лови тогда код
[19:14:22] Вещий Олег: файлик redking
@темы: конкурсная работа, рассказ, Радуга-6