романтика и экстрим
Название: В начале было Слово
Тема: Мертвый штиль
Автор: Северный Полюс~
Бета: Северный Полюс~
Краткое содержание: однажды Наташа наговорила лишнего и теперь вынуждена отвечать за cвои слова.
Примечание: жанр - драма. Размер - 2179 слов.
Комментарии: разрешены
читать дальше
Эти дни – ватные, серые и безмолвные – приходят и ожидаемо, и всегда неожиданно. Сколько раз она пыталась просчитать, когда они придут, но каждый раз предчувствия её обманывали – всё оборачивалось миражем, игрой воображения, ложной тревогой, притянутыми за уши допущениями. И жизнь шла своим чередом…
А потом – когда она теряет бдительность – эти дни вдруг выныривают, словно по волшебству, будто из ниоткуда. И она опять оказывается в заданной точке. Здесь – тишина, безветрие и невесомость. Здесь от нее ничего не зависит и ничего ей не подчиняется. И это нельзя ни исправить, ни изменить – просто пережить или переждать, как пережидают мёртвый штиль.
…Из квартиры она выходит, предусмотрев, казалось бы, все, приняв все возможные меры предосторожности… Непроницаемо-черные очки. Шарф. Перчатки. Куртка с высоким воротником. И выражение полной отрешенности и максимального недружелюбия на лице. Такого человека должны обходить за версту; едва завидев – переходить на другую сторону дороги; шарахаться как от безумца с пистолетом или окровавленным ножом.
Но люди традиционно глухи и слепы к тому, что происходит вокруг.
И в кабинку лифта, вслед за ней, в последнюю секунду заскакивает улыбающаяся соседка, Лариса, под руку с очередным «лучшим другом».
– Привет!
– Привет, – Наташа протискивается подальше от входа, подбирает сумку поближе, прижимается к стене. Но Лариса этого не замечает.
– Как дела? Чем занимаешься? В последнее время мы мало видимся, – Лариса бросает выразительно-счастливый взгляд на своего спутника.
Наташа в ответ что-то бормочет и пытается уползти еще дальше – но бежать больше некуда – тупик, угол, стена.
– Знаешь, все так завертелось, так закружилось… Мой новый друг просто не дает мне продохнуть, – Лариса краснеет, опускает глаза, намекая на особые обстоятельства их общения. – А как твои дела на личном фронте?
– Терпимо все, – бормочет Наташа.
– Ну, так же нельзя, дорогая, – начинает покровительственно поучать ее Лариса, – без любимого мужчины – это не жизнь, это просто серое существование. В этом мире значение имеет только любовь! – Лариса пафосно вздыхает и мягко дотрагивается кончиками пальцев до плеча Наташи.
Это почти невесомое прикосновение – но и его более чем достаточно. И Наташу сначала прошибает резкий укол – словно легкий удар током – и накрывает тяжелой волной, после которой растворяется в смутном вихре образов кабинка лифта, мелькают перед глазами незнакомые лица, слышны чужие голоса – истеричный женский визг, робкий детский шепот, плач...
– О да, – говорит Наташа ровным, тихим, словно не своим голосом, – конечно, любовь – это все. И твой мужчина это запросто подтвердит. В конце концов, это его жена из дома выгнала, потом с работы поперли – денег нет, жить где-то и на что-то таки надо. Вот и расплачивается, как умеет. Make love, not war. Но тебе про жену и отсутствие дома он, конечно же, не сказал, – тут Наташа не может не сыронизировать, – забыл, наверное.
К счастью, лифт подъезжает к первому этажу, останавливается, со скрипом открывает двери – и Наташа пулей вылетает в коридор, не оглядываясь на то, что происходит за ее спиной. Ей не нужно ни видеть лиц Ларисы и ее безымянной, теперь уже бывшей любви, ни слышать их скандал, ни мучиться сомнительными угрызениями совести, ни корить себя за глупость и несдержанность – в очередной раз.
Дорога до работы обходится без приключений – но просто войти в офис не получается: на входе ее останавливает «любимый» охранник – усатый молодой человек с замашками провинциального гопника и самомнением пупа мира.
– Ваше удостоверение, пожалуйста, – презрительно говорит охранник. Он демонстративно смотрит мимо Наташи, на счастливчиков, что беспечной толпой идут через турникет, – у нас, знаете ли, вход только по пропускам. Режимный объект, знаете ли. Офисы. А то ходют тут всякие…
Сегодня Наташа не спорит – хотя в любой другой день непременно устраивает шумные, но бесполезные скандалы с криками, с требованиями позвать начальство и даже слезами. Отходит к окошку и начинает методично копаться в сумке, выискивая, среди всех мелких и средних вещичек, завалившийся пропуск.
Охранник брезгливо косится в ее сторону, демонстрирует нетерпение и презрение к ее копошению, деловито поправляет то ремень, то часы, то галстук, с кем-то подобострастно здоровается, кому-то смеется, кому-то протягивает для рукопожатия руку, кому-то долго лебезит вслед.
Стыд и желание поскорее подняться в свой офис не помогают, а только тормозят Наташу, ее руки трясутся, вещи путаются перед глазами, теряют облик – но, в конце концов, заветный документ удается опознать и выудить из сумки.
– Вот, пожалуйста, – протягивая корочку охраннику, она делает все, чтобы ее руки не дрожали – но изнутри ее трясет от пережитого унижения, нервного напряжения, шока и страха, что пропуск каким-то злым чудом остался дома и теперь ей не дадут войти, придется вызывать такси, ехать в квартиру, проходить еще раз столь ненавистный контроль, объяснять начальству причину опоздания, оставаться виноватой в случившемся.
Охранник медленно, вальяжно, явно никуда не спеша, подходит к ней и тянется к пропуску – чтобы окончательно убедится, что Наташа имеет право войти в здание.
Его движение было нарочито-небрежное, неточное – и на секунду их руки соприкоснулись. Её настигает привычное покалывание, волна, посторонние звуки, голоса, запахи, лица – и, показательно не сдерживая едкую ухмылочку, она бросает:
– Думаешь, никто не знает, что ты из бытовки чужие обеды воруешь? И Толик, и Игорь, и Николаич тебя уже подозревают. А Василь Василич даже способ придумал, как тебя поймать – и так, чтобы ты не отвертелся.
– Нажрался ворованного на всю жизнь, крыса! – последнюю фразу Наташа выкрикивает тоном Василия Васильевича – толстого крепкого мужика, фаната шансона, никогда не упускающего возможности намекнуть на свое якобы темное прошлое.
Охранник синеет, зеленеет, бледнеет, краснеет, пытается испепелить ее взглядом – но в эти дни правда, словно невидимая тень, словно меч Немезиды, словно всемогущий ангел-хранитель, стоит у нее за плечами – и против этого бессильны все охранники мира.
– У вас еще есть ко мне вопросы?
– Нет, проходите.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
Охранник смотрит ей вслед со всей ненавистью, на которую только способен и что-то едва слышно бормочет. Но эти мелочи её не касаются. В какой-то момент Наташе почти жаль, что он не попал на это время раньше – сколько ее нервных клеток остались бы живы, сколько ночей ее не мучила бы мысль «только пусть завтра будет не его смена, пожалуйста».
До обеденного перерыва она доживает без приключений – закапывается в бумаги, закрывается монитор от назойливых расспросов и корчит из себя тень суслика. Но на перерыв приходится выйти – это закон в их офисе, а нарушать устоявшиеся законы она сейчас не в состоянии.
Теоретически все может обойтись хорошо – она забивается в самый угол обеденного зала, достает свой йогурт и намеревается съесть его в тишине и одиночестве. И это у нее почти удается. Но потом случается Танечка.
Танечка – одна из тех девушек, которые твердо уверенны в том, что ничего в этом мире не случится без их участия – ни солнце не встанет, ни цветок не зацветет. Танечка обладает уникальным чутьем на моменты, когда ее не ждут и не хотят видеть – и не может этим не воспользоваться.
Она подсаживается к Наташе осторожно и тихо – та только успевает услышать, как с легким стуком становится на столик чашка. И захлопывается капкан. Та-да-дам, дамы и господа, казнь начинается!
– Вот я тебе удивляюсь, – говорит Танечка, интимно наклоняясь поближе к Наташе, – и не скучно тебе тут одной сидеть? Пошла бы к нам – все в компании веселее.
Наташа в ответ бормочет что-то невыразительно-невнятное, разговаривая скорее с йогуртом, чем с собеседницей.
– В нашем возрасте надо уже уметь общаться и ценить общение. В конце концов, если у тебя случится беда, кто, кроме нас, тебе поможет? К кому ты побежишь? В тяжелые минуты всем нужен внимательный, тактичный и слышащий собеседник. К тому же – находящийся рядом.
Танечке оказывается мало доверительного наклона головы, тихого шепота и смиренного выражения лица. Ей нужен тактильный контакт с жертвой – и Танечка аккуратно накрывает своей ухоженной рукой с безукоризненным маникюром руку Наташи.
Мир пошатывается, распадаясь на куски, открывая неведомое и тайное, являя на поверхность и всеобщее обозрение то, что было надежно и стыдливо припрятано подальше от посторонних глаз.
– Ну да, вы известные помощники…
– Что ты имеешь в виду? – красиво недоумевает Танечка.
– А ты за собой и грешков никаких не помнишь, святоша?
Танечка краснеет, пытается что-то сказать – она явно не ожидала подобных грубостей от обычно флегматично-отстраненной Наташи, но теперь Наташу прорывает, и остановить ее не может никто и ничто. Эти дни, знаете ли.
– Думаешь, никто не знает, что Карина тебе, Свете и Вадиму про свою проблему с проектом рассказала, чтобы вы ей помогли – а вы ее шефу сдали, чтобы ее новый проект вам достался?
Танечка бледнеет, зеленеет, пытается сказать, что это ложь и провокация, что ее бесчестно оклеветали…
– Так не впрок вам это пошло – никто с заданием не справился, тебя премии лишили, а Вадима вообще с работы поперли…
– Ты не знаешь, что говоришь! – со слезами в голосе кричит ей Танечка. – Я к тебе как к человеку, а ты… Ты лгунья и сволочь бессердечная! Ты не понимаешь, что я могу сделать!?
– Потише, добродетельная ты наша, – зло бросает ей Наташа, - это ты не знаешь, что я могу сделать. Потому что на всякий рот платок накинуть можно… Даже на твою свиную пасть.
Танечка, давясь рыданиями, убегает, а Наташа прикрывает глаза, пытаясь унять злую дрожь. Карина ей нравилась – тихая, флегматично-спокойная, исполнительная – она, пожалуй, была единственным нормальным человеком в этом гадюшнике. С ней можно было разговаривать, не боясь, что завтра все слова, перевранными, всплывут в других разговорах и доносах; с ней можно было работать, не ожидая ни подножки, ни того, что все чужие беды свалят на тебя, а все общие победы присвоят себе.
Сообщение Кате она отправляет, заходя в метро – как бы ни складывались обстоятельства, в эти дни Катя неизменно бывает дома и традиционно свободна.
Катя открывает дверь после первого же стука – такое ощущение, что сидит у порога и ждет ее прихода. Не говоря ни слова, даже не отвечая на дежурное приветствие, пропускает в кухню, где в стаканы уже налита выпивка, жестом предлагает присесть и терпеливо ожидает дальнейшего.
Наташа выпивает налитое, съедает приготовленное и вяло пересказывает события прошедшего дня, ничего не пропуская и не придумывая.
Катя не смотрит на нее – но послушно кивает, подливает выпивку, поправляет скатерть. Наташа же, наоборот, мнет салфетку – и не отводит взгляда от собеседницы.
Когда-то они с Катей были лучшими подругами – по крайней мере, Наташа так говорила. Они приехали поступать в институт из похожих маленьких городков, учились на одном курсе, получили одинаковые красные дипломы по одной специальности, устроились на работу в одну организацию, сняли одну квартиру на двоих, делились тайнами и обедами. У них и дальше все должно было быть на двоих – так говорила Наташа, а Катя только смущенно и благодарно улыбалась, слушая о том, как они будут идти по жизни рука об руку: у них будут дружить мужья, в один детский садик и одну школу пойдут дети, они будут вместе проводить отпуск и купят дачи рядом. Возможно, их сын и дочь полюбят друг друга и поженятся…
Наташа говорила так несколько лет, убеждая в этом не то Катю, не то себя – а потом в один прекрасный момент увела у Кати жениха и перехватила новую работу. Так получилось – подвернулась возможность, которую не захотелось упускать.
Да, Наташа пошла на это с тяжелым сердцем и муками совести, несколько вечеров проплакала, несколько ночей не спала. Несколько раз пыталась даже написать Кате письмо, все объяснить, извиниться… А потом как-то успокоилась и передумала. Наговорила себе много хороших слов – про то, что она заслужила немного счастья, про закон джунглей, про жестокость жизни. Да и Катя ничем не показала, что ее сильно задело случившееся – не устраивала ни скандалов, ни публичных разборок, не писала, не звонила, не приходила – просто молча исчезла из Наташиной жизни.
Поэтому некоторое время Наташа жила спокойно – до того момента, когда однажды проснулась, потянулась обнять любимого мужчину – и, едва дотронувшись до его плеча, почувствовала легкий укол, словно удар током, потом на нее накатила волна звуков, голосов, образов – и Наташа узнала, что ее любимый изменяет ей с коллегой, что для него такое поведение – в порядке вещей, что жениться на ней, на Наташе, он не собирается – как и не собирается в ближайшее время ей напрямую отказывать. Разразился жуткий скандал. Сначала «любимый мужчина» все отрицал, потом во всем признался – и начал перекладывать вину на Наташу…
Тем утром из квартиры она вышла, чувствуя себя безучастной и мёртвой. Наташа была абсолютно убеждена в том, что самое худшее в жизни с ней уже случилось. А чуть позже оказалось, что она ошиблась, и грядущий день готовил много сюрпризов.
В тот чудо-день Наташа узнала, что дворник ворует газеты из почтовых ящиков, что контролер, толстая и злобная бабища, бьет своего мужа, запойного алкоголика, что начальник проверяет её личную переписку, что сестра планирует поссорить Наташу с матерью, чтобы одним претендентом на родительскую квартиру стало меньше – как и узнала, что не может об этом молчать или делать вид, что ничего не происходит. И вечером, едва дождавшись конца рабочего дня, поехала к Кате – на такси, попутно узнав, что у таксиста большие финансовые проблемы и настойчивое желание умереть.
У Кати был праздник – накрытый стол и шумные гости. Наташа плохо запомнила, что кричала тогда – помнила только, что кто-то предлагал вызвать милицию, но Катя отказалась, выпроводила гостей, налила Наташе выпить, еще раз все выслушала и ничего особенного не сказала – только спросила:
– А чего ты ждала? За свои слова отвечать надо. Мы всегда будем вместе, так ты говорила, – добавила Катя.
Наташа плакала, угрожала, сулила беды и награды – но Катя только презрительно и грустно улыбалась:
– Не я это делала – и я это не уберу. Возможно, тот кто сотворил с тобой такое, хотел, чтобы ты лучше людей понимала, чувствовала их… Как будет невмоготу – приезжай, не стесняйся, поплачь. Мы же с тобой, как-никак, лучшие подруги, связные на веки вечные высокими отношениями.
«И мертвым штилем» – подумала Наташа. – «И предчувствиями. И словами, которые нельзя ни скрыть, ни переврать».
А что в этом мире связывает крепче неосторожных слов и желания всегда быть вместе?
Тема: Мертвый штиль
Автор: Северный Полюс~
Бета: Северный Полюс~
Краткое содержание: однажды Наташа наговорила лишнего и теперь вынуждена отвечать за cвои слова.
Примечание: жанр - драма. Размер - 2179 слов.
Комментарии: разрешены
читать дальше
Правду говорить легко и приятно (с)
Эти дни – ватные, серые и безмолвные – приходят и ожидаемо, и всегда неожиданно. Сколько раз она пыталась просчитать, когда они придут, но каждый раз предчувствия её обманывали – всё оборачивалось миражем, игрой воображения, ложной тревогой, притянутыми за уши допущениями. И жизнь шла своим чередом…
А потом – когда она теряет бдительность – эти дни вдруг выныривают, словно по волшебству, будто из ниоткуда. И она опять оказывается в заданной точке. Здесь – тишина, безветрие и невесомость. Здесь от нее ничего не зависит и ничего ей не подчиняется. И это нельзя ни исправить, ни изменить – просто пережить или переждать, как пережидают мёртвый штиль.
…Из квартиры она выходит, предусмотрев, казалось бы, все, приняв все возможные меры предосторожности… Непроницаемо-черные очки. Шарф. Перчатки. Куртка с высоким воротником. И выражение полной отрешенности и максимального недружелюбия на лице. Такого человека должны обходить за версту; едва завидев – переходить на другую сторону дороги; шарахаться как от безумца с пистолетом или окровавленным ножом.
Но люди традиционно глухи и слепы к тому, что происходит вокруг.
И в кабинку лифта, вслед за ней, в последнюю секунду заскакивает улыбающаяся соседка, Лариса, под руку с очередным «лучшим другом».
– Привет!
– Привет, – Наташа протискивается подальше от входа, подбирает сумку поближе, прижимается к стене. Но Лариса этого не замечает.
– Как дела? Чем занимаешься? В последнее время мы мало видимся, – Лариса бросает выразительно-счастливый взгляд на своего спутника.
Наташа в ответ что-то бормочет и пытается уползти еще дальше – но бежать больше некуда – тупик, угол, стена.
– Знаешь, все так завертелось, так закружилось… Мой новый друг просто не дает мне продохнуть, – Лариса краснеет, опускает глаза, намекая на особые обстоятельства их общения. – А как твои дела на личном фронте?
– Терпимо все, – бормочет Наташа.
– Ну, так же нельзя, дорогая, – начинает покровительственно поучать ее Лариса, – без любимого мужчины – это не жизнь, это просто серое существование. В этом мире значение имеет только любовь! – Лариса пафосно вздыхает и мягко дотрагивается кончиками пальцев до плеча Наташи.
Это почти невесомое прикосновение – но и его более чем достаточно. И Наташу сначала прошибает резкий укол – словно легкий удар током – и накрывает тяжелой волной, после которой растворяется в смутном вихре образов кабинка лифта, мелькают перед глазами незнакомые лица, слышны чужие голоса – истеричный женский визг, робкий детский шепот, плач...
– О да, – говорит Наташа ровным, тихим, словно не своим голосом, – конечно, любовь – это все. И твой мужчина это запросто подтвердит. В конце концов, это его жена из дома выгнала, потом с работы поперли – денег нет, жить где-то и на что-то таки надо. Вот и расплачивается, как умеет. Make love, not war. Но тебе про жену и отсутствие дома он, конечно же, не сказал, – тут Наташа не может не сыронизировать, – забыл, наверное.
К счастью, лифт подъезжает к первому этажу, останавливается, со скрипом открывает двери – и Наташа пулей вылетает в коридор, не оглядываясь на то, что происходит за ее спиной. Ей не нужно ни видеть лиц Ларисы и ее безымянной, теперь уже бывшей любви, ни слышать их скандал, ни мучиться сомнительными угрызениями совести, ни корить себя за глупость и несдержанность – в очередной раз.
Дорога до работы обходится без приключений – но просто войти в офис не получается: на входе ее останавливает «любимый» охранник – усатый молодой человек с замашками провинциального гопника и самомнением пупа мира.
– Ваше удостоверение, пожалуйста, – презрительно говорит охранник. Он демонстративно смотрит мимо Наташи, на счастливчиков, что беспечной толпой идут через турникет, – у нас, знаете ли, вход только по пропускам. Режимный объект, знаете ли. Офисы. А то ходют тут всякие…
Сегодня Наташа не спорит – хотя в любой другой день непременно устраивает шумные, но бесполезные скандалы с криками, с требованиями позвать начальство и даже слезами. Отходит к окошку и начинает методично копаться в сумке, выискивая, среди всех мелких и средних вещичек, завалившийся пропуск.
Охранник брезгливо косится в ее сторону, демонстрирует нетерпение и презрение к ее копошению, деловито поправляет то ремень, то часы, то галстук, с кем-то подобострастно здоровается, кому-то смеется, кому-то протягивает для рукопожатия руку, кому-то долго лебезит вслед.
Стыд и желание поскорее подняться в свой офис не помогают, а только тормозят Наташу, ее руки трясутся, вещи путаются перед глазами, теряют облик – но, в конце концов, заветный документ удается опознать и выудить из сумки.
– Вот, пожалуйста, – протягивая корочку охраннику, она делает все, чтобы ее руки не дрожали – но изнутри ее трясет от пережитого унижения, нервного напряжения, шока и страха, что пропуск каким-то злым чудом остался дома и теперь ей не дадут войти, придется вызывать такси, ехать в квартиру, проходить еще раз столь ненавистный контроль, объяснять начальству причину опоздания, оставаться виноватой в случившемся.
Охранник медленно, вальяжно, явно никуда не спеша, подходит к ней и тянется к пропуску – чтобы окончательно убедится, что Наташа имеет право войти в здание.
Его движение было нарочито-небрежное, неточное – и на секунду их руки соприкоснулись. Её настигает привычное покалывание, волна, посторонние звуки, голоса, запахи, лица – и, показательно не сдерживая едкую ухмылочку, она бросает:
– Думаешь, никто не знает, что ты из бытовки чужие обеды воруешь? И Толик, и Игорь, и Николаич тебя уже подозревают. А Василь Василич даже способ придумал, как тебя поймать – и так, чтобы ты не отвертелся.
– Нажрался ворованного на всю жизнь, крыса! – последнюю фразу Наташа выкрикивает тоном Василия Васильевича – толстого крепкого мужика, фаната шансона, никогда не упускающего возможности намекнуть на свое якобы темное прошлое.
Охранник синеет, зеленеет, бледнеет, краснеет, пытается испепелить ее взглядом – но в эти дни правда, словно невидимая тень, словно меч Немезиды, словно всемогущий ангел-хранитель, стоит у нее за плечами – и против этого бессильны все охранники мира.
– У вас еще есть ко мне вопросы?
– Нет, проходите.
– Спасибо.
– Пожалуйста.
Охранник смотрит ей вслед со всей ненавистью, на которую только способен и что-то едва слышно бормочет. Но эти мелочи её не касаются. В какой-то момент Наташе почти жаль, что он не попал на это время раньше – сколько ее нервных клеток остались бы живы, сколько ночей ее не мучила бы мысль «только пусть завтра будет не его смена, пожалуйста».
До обеденного перерыва она доживает без приключений – закапывается в бумаги, закрывается монитор от назойливых расспросов и корчит из себя тень суслика. Но на перерыв приходится выйти – это закон в их офисе, а нарушать устоявшиеся законы она сейчас не в состоянии.
Теоретически все может обойтись хорошо – она забивается в самый угол обеденного зала, достает свой йогурт и намеревается съесть его в тишине и одиночестве. И это у нее почти удается. Но потом случается Танечка.
Танечка – одна из тех девушек, которые твердо уверенны в том, что ничего в этом мире не случится без их участия – ни солнце не встанет, ни цветок не зацветет. Танечка обладает уникальным чутьем на моменты, когда ее не ждут и не хотят видеть – и не может этим не воспользоваться.
Она подсаживается к Наташе осторожно и тихо – та только успевает услышать, как с легким стуком становится на столик чашка. И захлопывается капкан. Та-да-дам, дамы и господа, казнь начинается!
– Вот я тебе удивляюсь, – говорит Танечка, интимно наклоняясь поближе к Наташе, – и не скучно тебе тут одной сидеть? Пошла бы к нам – все в компании веселее.
Наташа в ответ бормочет что-то невыразительно-невнятное, разговаривая скорее с йогуртом, чем с собеседницей.
– В нашем возрасте надо уже уметь общаться и ценить общение. В конце концов, если у тебя случится беда, кто, кроме нас, тебе поможет? К кому ты побежишь? В тяжелые минуты всем нужен внимательный, тактичный и слышащий собеседник. К тому же – находящийся рядом.
Танечке оказывается мало доверительного наклона головы, тихого шепота и смиренного выражения лица. Ей нужен тактильный контакт с жертвой – и Танечка аккуратно накрывает своей ухоженной рукой с безукоризненным маникюром руку Наташи.
Мир пошатывается, распадаясь на куски, открывая неведомое и тайное, являя на поверхность и всеобщее обозрение то, что было надежно и стыдливо припрятано подальше от посторонних глаз.
– Ну да, вы известные помощники…
– Что ты имеешь в виду? – красиво недоумевает Танечка.
– А ты за собой и грешков никаких не помнишь, святоша?
Танечка краснеет, пытается что-то сказать – она явно не ожидала подобных грубостей от обычно флегматично-отстраненной Наташи, но теперь Наташу прорывает, и остановить ее не может никто и ничто. Эти дни, знаете ли.
– Думаешь, никто не знает, что Карина тебе, Свете и Вадиму про свою проблему с проектом рассказала, чтобы вы ей помогли – а вы ее шефу сдали, чтобы ее новый проект вам достался?
Танечка бледнеет, зеленеет, пытается сказать, что это ложь и провокация, что ее бесчестно оклеветали…
– Так не впрок вам это пошло – никто с заданием не справился, тебя премии лишили, а Вадима вообще с работы поперли…
– Ты не знаешь, что говоришь! – со слезами в голосе кричит ей Танечка. – Я к тебе как к человеку, а ты… Ты лгунья и сволочь бессердечная! Ты не понимаешь, что я могу сделать!?
– Потише, добродетельная ты наша, – зло бросает ей Наташа, - это ты не знаешь, что я могу сделать. Потому что на всякий рот платок накинуть можно… Даже на твою свиную пасть.
Танечка, давясь рыданиями, убегает, а Наташа прикрывает глаза, пытаясь унять злую дрожь. Карина ей нравилась – тихая, флегматично-спокойная, исполнительная – она, пожалуй, была единственным нормальным человеком в этом гадюшнике. С ней можно было разговаривать, не боясь, что завтра все слова, перевранными, всплывут в других разговорах и доносах; с ней можно было работать, не ожидая ни подножки, ни того, что все чужие беды свалят на тебя, а все общие победы присвоят себе.
Сообщение Кате она отправляет, заходя в метро – как бы ни складывались обстоятельства, в эти дни Катя неизменно бывает дома и традиционно свободна.
Катя открывает дверь после первого же стука – такое ощущение, что сидит у порога и ждет ее прихода. Не говоря ни слова, даже не отвечая на дежурное приветствие, пропускает в кухню, где в стаканы уже налита выпивка, жестом предлагает присесть и терпеливо ожидает дальнейшего.
Наташа выпивает налитое, съедает приготовленное и вяло пересказывает события прошедшего дня, ничего не пропуская и не придумывая.
Катя не смотрит на нее – но послушно кивает, подливает выпивку, поправляет скатерть. Наташа же, наоборот, мнет салфетку – и не отводит взгляда от собеседницы.
Когда-то они с Катей были лучшими подругами – по крайней мере, Наташа так говорила. Они приехали поступать в институт из похожих маленьких городков, учились на одном курсе, получили одинаковые красные дипломы по одной специальности, устроились на работу в одну организацию, сняли одну квартиру на двоих, делились тайнами и обедами. У них и дальше все должно было быть на двоих – так говорила Наташа, а Катя только смущенно и благодарно улыбалась, слушая о том, как они будут идти по жизни рука об руку: у них будут дружить мужья, в один детский садик и одну школу пойдут дети, они будут вместе проводить отпуск и купят дачи рядом. Возможно, их сын и дочь полюбят друг друга и поженятся…
Наташа говорила так несколько лет, убеждая в этом не то Катю, не то себя – а потом в один прекрасный момент увела у Кати жениха и перехватила новую работу. Так получилось – подвернулась возможность, которую не захотелось упускать.
Да, Наташа пошла на это с тяжелым сердцем и муками совести, несколько вечеров проплакала, несколько ночей не спала. Несколько раз пыталась даже написать Кате письмо, все объяснить, извиниться… А потом как-то успокоилась и передумала. Наговорила себе много хороших слов – про то, что она заслужила немного счастья, про закон джунглей, про жестокость жизни. Да и Катя ничем не показала, что ее сильно задело случившееся – не устраивала ни скандалов, ни публичных разборок, не писала, не звонила, не приходила – просто молча исчезла из Наташиной жизни.
Поэтому некоторое время Наташа жила спокойно – до того момента, когда однажды проснулась, потянулась обнять любимого мужчину – и, едва дотронувшись до его плеча, почувствовала легкий укол, словно удар током, потом на нее накатила волна звуков, голосов, образов – и Наташа узнала, что ее любимый изменяет ей с коллегой, что для него такое поведение – в порядке вещей, что жениться на ней, на Наташе, он не собирается – как и не собирается в ближайшее время ей напрямую отказывать. Разразился жуткий скандал. Сначала «любимый мужчина» все отрицал, потом во всем признался – и начал перекладывать вину на Наташу…
Тем утром из квартиры она вышла, чувствуя себя безучастной и мёртвой. Наташа была абсолютно убеждена в том, что самое худшее в жизни с ней уже случилось. А чуть позже оказалось, что она ошиблась, и грядущий день готовил много сюрпризов.
В тот чудо-день Наташа узнала, что дворник ворует газеты из почтовых ящиков, что контролер, толстая и злобная бабища, бьет своего мужа, запойного алкоголика, что начальник проверяет её личную переписку, что сестра планирует поссорить Наташу с матерью, чтобы одним претендентом на родительскую квартиру стало меньше – как и узнала, что не может об этом молчать или делать вид, что ничего не происходит. И вечером, едва дождавшись конца рабочего дня, поехала к Кате – на такси, попутно узнав, что у таксиста большие финансовые проблемы и настойчивое желание умереть.
У Кати был праздник – накрытый стол и шумные гости. Наташа плохо запомнила, что кричала тогда – помнила только, что кто-то предлагал вызвать милицию, но Катя отказалась, выпроводила гостей, налила Наташе выпить, еще раз все выслушала и ничего особенного не сказала – только спросила:
– А чего ты ждала? За свои слова отвечать надо. Мы всегда будем вместе, так ты говорила, – добавила Катя.
Наташа плакала, угрожала, сулила беды и награды – но Катя только презрительно и грустно улыбалась:
– Не я это делала – и я это не уберу. Возможно, тот кто сотворил с тобой такое, хотел, чтобы ты лучше людей понимала, чувствовала их… Как будет невмоготу – приезжай, не стесняйся, поплачь. Мы же с тобой, как-никак, лучшие подруги, связные на веки вечные высокими отношениями.
«И мертвым штилем» – подумала Наташа. – «И предчувствиями. И словами, которые нельзя ни скрыть, ни переврать».
А что в этом мире связывает крепче неосторожных слов и желания всегда быть вместе?
@темы: конкурсная работа, рассказ, Радуга-6
За одним исключением: какую смысловую нагрузку в данном случае несет курсив, за исключением придания и без того хорошему тексту дешевой ылитарности? Что он выделяет?
Marizza Tyler, большое спасибо за отзыв))
легкий укол, словно удар током, потом на нее накатила волна
...
Кроме того, это избыточная метафорика. И экспрессия в тексте тоже чрезмерная (и показана номинально):
изнутри ее трясет от пережитого унижения, нервного напряжения, шока и страха
Серьёзно, пропуск не достала заранее - повод для такой истерики? А не достала заранее, потому что дура?
сюжет
Ну хоть коротко.
В общем говоря, и сюжет какой-то хромой, и стиль тоже как-то э-э. Гипертрофированные реакции героини на элементарные раздражители еще можно формально списать на "эти дни". Но местами выскакивает просто одуряющий пафос, прямо вот ни с того ни с сего. Вот, например, там, где мир пошатывается.
И настойчиво форсируемая параллель с мертвым штилем, введенная исключительно на уровне сравнения в мыслеречи героини, смотрится искусственно и неубедительно, потому что текст теме не особенно соответствует. ППКС пред.оратору в этом плане: это же история о последствиях, т.е. "кто сеет ветер".
И что-то я тоже не могу придумать похвалы, кроме лаконичности. Извините(
В целом, имхо, наивно, переиграно, сама замута как самодостаточный сюжет не смотрится, тема осталась нетронута, а описания «этих дней» навязчиво ассоциируется с, простите, пмс.
Из хорошего: на всем, я смотрю, полюбившемся моменте с пропуском выносит дисбеливом (серьезно, если девушка не может ночами спать при мысли, что не сумеет быстро показать пропуск охраннику, но до сих пор не додумалась держать его в отдельном кармане сумки, например, или на шею вешать, да что угодно, чтобы избежать этого "ужаса и унижения", - как, будучи такой недалекой и непредусмотрительной, она вообще умудрилась увести работу хоть у кого-то?), так что дальше уже читается на стойком позитиве, особенно эпическая история про кражу обедов (или это было задумано как комедийный элемент?)
не еби гусейподаются как откровение.Есть мысль, что девушка до того, как с ней стали случаться эти, прости господи, дни, вполне могла быть достаточно расторопной, чтобы уводить мужчин и работы. Ну а с тех пор погрязла в неврозе, и постепенно стала дерганной и беспомощной. Вопрос: что ж ей мешало-то окружение получше найти? Если кого ни полапай - кругом одни чудовища, может, пора бы уже как-то уровень жизни повышать?
Тема притянута для галочки, увы.
И если читать ее так, то много подтверждает: точные обвинения, которые могут рваться из подсознания внимательного, чувствительного к другим человека ( в неблагополучных, рождающих психически больных людей семьях, способность улавливать непроговоренные вещи - жизненно необходимый для ребенка навык, которому они поневоле очень быстро учатся) и одиночество - дома и на работе, отсутствие друзей, ошибка и чувство вины, которое постепенно расшатывало и так нестабильную психику.
Короче, очень точная картинка болезни. Мне очень понравился рассказ. Спасибо. И тема действительно подходит: мертвый штиль, предвестник бури. Все знаки есть, но никто не читает знаки.
Тема в тексте заявлена, но содержательно никак не подтверждается.
2/3
2/4
Тут, в общем, уже перечислили основные недостатки текста, не буду повторяться, но мне неожиданно зашел охранник. Он у вас прям очень жизненно описан. Жаль, этой жизненности не хватило ГГ.
Не смогла дочитать до конца, промотала по диагонали - и ничего не потеряла, судя по всему.
1/3